Отчет о функционировании системы экологического менеджмента за 2018 год

Отчет о функционировании системы экологического менеджмента за 2018 год (PDF)
(PDF, 12 МБ)

1. Введение.

1.1 Настоящий отчет о результатах функционирования системы экологического менеджмента (далее — СЭМ) подготовлен в рамках регулярно проводимого анализа функционирования СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» (далее по тексту — Общество) ее высшим руководством в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001:2015, а так же требованиям Руководства по СЭМ ПАО «Газпром» и Инструкции И 47-18-2017 «Анализ СЭМ со стороны руководства».

1.2 Анализ проведен за период функционирования с 1 января по 31 декабря 2018 года по всем элементам ISO 14001:2015.

2. Статус СЭМ Общества.

СЭМ Общества является частью интегрированной системы менеджмента Общества и обеспечивает реализацию Экологической политики ПАО «Газпром» и политики Общества в области качества, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

2.1 Краткая информация о деятельности Общества.

ООО «Газпром трансгаз Сургут» — одно из крупных газотранспортных предприятий Западной Сибири. В состав предприятия входят 14 линейных производственных управлений, 18 компрессорных станций и 38 компрессорных цехов. Общество эксплуатирует 6,327 тыс. км. Магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, 51 газораспределительных станций.

Филиалы Общества расположены на территории двух автономных округов (Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого), юга Тюменской области и в Краснодарском крае.

2.2 Информация об области применения и границах СЭМ Общества.

Область применения СЭМ Общества сформулирована как:

— транспортировка газа;

— реализация инвестиционных проектов в области строительства объектов инфраструктуры транспорта газа.

Границы СЭМ Общества включают в себя 26 филиалов:

Ново-Уренгойское ЛПУМГ, Пурпейское ЛПУМГ, Губкинское ЛПУМГ, Вынгапуровское ЛПУМГ, Орьягунское ЛПУМГ, Сургутское ЛПУМГ, Южно-Балыкское ЛПУМГ, Самсоновское ЛПУМГ, Демьянское ЛПУМГ, Туртасское ЛПУМГ, Тобольское ЛПУМГ, Ярковское ЛПУМГ, Тюменское ЛПУМГ, Ишимское ЛПУМГ, ИТЦ, АВП УАВР, УЭЗС, УТТиСТ, УМТСиК, УСС «Факел», ДОЦ «Северянка», СП «Факел», ЦДиК «Камертон», Управление связи, Медико-санитарная часть и Учебно-производственный центр.

Экспертной группой (Протокол от 31.05.2017 №7) принято решение не применять Экологичекие цели ООО «Газпром трансгаз Сургут» на 2017–2019гг. для филиалов ЦДиК «Камертон», Управление связи, Медико-санитарная часть и Учебно-производственный центр.

2.3 Информация о подтверждении соответствия СЭМ требованиям ISO 14001.

СЭМ Общества сертифицирована в 2014 году независимым органом по сертификации Det Norske Veritas (DNV) на соответствие международному стандарту ISO 14001:2004. В 2017 году органом по сертификации «Русский регистр» была проведена ре-сертификация на соответствие СЭМ Общества новой версии ISO 14001:2015 (срок действия сертификата до 11.12.2020).

2.4 Информация о наличии других формализованных систем менеджмента, а также статусе относительно этих систем (степени интеграции).

СЭМ Общества функционирует в рамках Интегрированной системы менеджмента (далее ИСМ) совместно с системой менеджмента качества на основе требований международного стандарта ISO 9001, национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 и корпоративного стандарта СТО Газпром 9001, а так же системой менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда на соответствие требованиям OHSAS 18001 и ГОСТ Р 54934.

Общими элементами являются Политика, экологические аспекты, функциональные обязанности, ответственность и полномочия, мониторинг и измерение в части осуществления производственного экологического контроля и внутреннего аудита.

Интеграция основана на соблюдении общесистемных требований, касающихся управления аварийными ситуациями и рисками.

В Обществе внедрена система управления рисками. Идентификация и анализ рисков проводится на основании Положения о системе управления рисками группы Газпром и «Временного порядка идентификации и оценки рисков в СЭМ ПАО „Газпром“. Вопрос управления рисками в Обществе приведен в разделе 3 Отчета.

Так же в Обществе внедряется Система управления энергосбережением и энергоэффективностью в соответствии с требованиями ISO 50001:2011. Общими элементами являются экологические аспекты, связанные с энергопотреблением и выбросами парниковых газов, а также меры управления этими аспектами, начиная от постановки целей и планирования мероприятий и соответствующей системы показателей результативности и заканчивая мониторингом и анализом их результативности.

Параллельное внедрение других систем управления содержит в себе ряд рисков для смежных систем, которые должны быть учтены при их внедрении.

2.5 Информация о выполнении мероприятий по предыдущему анализу функционирования СЭМ со стороны руководства.

Все мероприятия, запланированные по результатам анализа функционирования СЭМ со стороны руководства в 2018 году, выполнены в полном объеме и признаны результативными.

Отчет о выполнении мероприятий приведен в приложении 2 к настоящему отчету.

2.6 Предложения по улучшению:

— при доработке СЭМ Общества учесть существующие процедуры и методологии других систем управления, в части анализа рисков и разработке мер управления, а так же формирования целей и систем показателей результативности.

— расширить область применения на вид деятельности — энерговодоснабжение и эксплуатация энергетического оборудования объектов Единой системы газоснабжения.


(PDF, 12 МБ)

3. Результаты анализа изменений, влияющих/ способных повлиять на результативность функционирования СЭМ

3.1 Результаты анализа среды организации и ее изменений

Анализ среды организации и ее изменений проводится в соответствии с СТО Газпром 12-0-022-2017 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», Временным порядком идентификации и оценки рисков в системе экологического менеджмента ПАО «Газпром».

Общий типовой перечень факторов (условий), влияющих на результативность СЭМ ПАО «Газпром» приведен в таблице 1 
СТО Газпром 12-0-022-2017 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

Результаты анализа среды организации и ее изменений, влияющих/ способных повлиять на результативность функционирования СЭМ Общества, приводятся в таблице 1.1

Таблица 1.1

№ п/п

Наименование фактора

Характер влияния

(описание)

Возможные последствия для элементов СЭМ

1

Внешние

1.1

Законодательное регулирование деятельности Общества на территории РФ, в регионах присутствия

Необходимость соблюдения требований в области ООС.

На настоящий момент деятельность Общества в целом соответствует требованиям природоохранного законодательства.

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

1.2

Обязательства Общества перед заинтересованными сторонами на национальном уровне

Необходимость выполнения обязательств Общества перед заинтересованными сторонами на национальном и международном уровне. На настоящий момент все принятые Обществом обязательства выполняются в полном объеме.

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

1.3 

Экономические факторы (мировые цены на энергоноситель, нестабильность национальной валюты, ограничения на импортные закупки и другое)

Экономические факторы влияют на финансовые показатели работы Общества и как следствие, на ресурсное обеспечение основных процессов.

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

1.4

Среда потребителей, контрагентов, конкурентов

Структура потребителей и конкурентов на рассматриваемый момент стабильна, изменения не планируются.

Контрагенты в сфере предоставления коммунальных услуг, а именно услуг по размещению отходов, являются монополистами. Пользуясь доминирующим положением на рынке отказываются участвовать в закупочных процедурах, предъявляют часто изменяющиеся требования для включения в договоры. Действия контрагентов идут в разрез требований изложенных в «Положении о закупках группы Газпром».

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Но для ряда филиалов Общества отсутствие заключенных договоров на размещение отходов может привести к:

— несоблюдению законодательных требований в области ООС;

— сверхлимитным платежам;

— невыполнению экологических целей.

Фактор должен быть рассмотрен в рамках анализа рисков.

1.5

Специфика регионов присутствия (в том числе, наличие крупных городов, плотность населения), ведения деятельности

Объекты инфраструктуры Общества расположены вне границ крупных населенных пунктов

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

1.6

Доля и место на рынке сбыта, с учетом текущих показателей

Доля и место на рынке сбыта на рассматриваемый момент стабильны, изменения не планируются.

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

1.7 

Тенденции технологий отрасли и др.

Наличие новых технологий, природоохранного оборудования, оборудования для мониторинга и измерений и пр.

На данный момент общей для всего Общества возможности не выявлено.

2

Внутренние

2.1

Лидирующая позиция руководства Общества

Высшее руководство Общества играет ключевую роль во внедрении, поддержании и улучшении СЭМ Общества путем принятия ключевых решений по основным вопросам в рамках СЭМ, выделения ресурсов, утверждения экологических целей и планов мероприятий, анализа СЭМ, стимулирования и вовлечения персонала в СЭМ.

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

2.2

Организационная структура управления и взаимодействия, в том числе с ПАО «Газпром»

Организационная структура управления Общества и взаимодействия, в том числе с ПАО «Газпром», определяет распределение функций, обязанностей и полномочий в рамках СЭМ Общества, а так же порядок и механизмы внутреннего и внешнего взаимодействия Общества по вопросам СЭМ, в связи с чем напрямую оказывает влияние на результативность СЭМ. Организационная структура управления и взаимодействия Общества с ПАО «Газпром» в 2018 году существенных изменений не претерпевала. В планируемом периоде существенных изменений не планируется.

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

2.3

Человеческие ресурсы, компетентность и вовлечение персонала в СЭМ, знания организации

Недостаточность человеческих ресурсов и компетентности персонала напрямую влияет на результативность СЭМ и являются наиболее частыми причинами несоответствия в рамках СЭМ Общества. В целом на настоящий момент в Обществе достаточно человеческих ресурсов.

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

2.4

Производственные ресурсы: инфраструктура, технологии, процессы, информационные и программные продукты и др.

Наличие перечисленных ресурсов напрямую влияет на результативность СЭМ Общества. Производственные ресурсы соответствуют потребностям Общества и установленным требованиям в части проведения ППР и ТО.

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

2.5

Другие материальные и денежные ресурсы, финансирование.

Наличие перечисленных ресурсов напрямую влияет на результативность СЭМ Общества. Материальные и денежные ресурсы, финансирование соответствует потребностям Общества.

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

3

Экологические

3.1

— особенности рельефа, гидрологического режима, почв, растительного и животного мира

— наличие особо охраняемых природных территорий

— климатические особенности региона присутствия

— фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, почве, поверхностных и подземных водах, уровни шумового загрязнения

— доступность энергоресурсов, включая воду

— наличие территории традиционного природопользования коренных Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ

— вклад в состояние окружающей среды других организаций в зоне воздействия

Объекты Общества располагаются в границах мест традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации

На данный момент фактор находится в управляемых условиях. Значительных последствий (фактических и потенциальных) для СЭМ Общества не выявлено.

3.2 Результаты анализа требований заинтересованных сторон

Анализ требований заинтересованных сторон и их изменений проводится в соответствии с Временным порядком идентификации и оценки рисков в системе экологического менеджмента ПАО «Газпром».

Общий типовой перечень основных заинтересованных сторон и их требований в рамках СЭМ ПАО «Газпром» приведен в таблице 2 СТО Газпром 12-0-022-2017 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

Результаты анализа заинтересованных сторон и их соответствующих требований (включая их изменения) приводятся в таблице 1.2.

Таблица 1.2

№ п/п

Наименование заинтересованной стороны

Характер требования

(описание)

Необходимость выполнения

Возможность выполнения

Последствия невыполнения

1

Органы государственной власти РФ и местного самоуправления

Соблюдение законодательных и других требований. Законодательные и другие требования идентифицированы в Реестре законодательных и других требований.

Выполнение обязательно

В целом по обществу на данный момент требования природоохранного законодательства на уровне Общества выполняются.

Разработан План мероприятий

ООО «Газпром трансгаз Сургут» на 2019–2020гг. по выполнению требований установленных ФЗ.

Не выполнение требований законодательства и нормативных актов может привести к:

— несоблюдению законодательных требований в области ООС;

— невыполнению экологических целей;

— отклонению фактических ключевых показателей экологической результативности от установленных нормативов;

— не выполнению обязательств в рамках Экологической политики, сверхлимитным платежам.

2

Средства массовой информации

Открытость. Представление достоверной информации о влиянии хозяйственной деятельности Общества на окружающую среду.

Выполнение целесообразно по причине необходимости выполнения обязательств Экологической политики Общества

Обществом обеспечен доступ широкой общественности к экологической информации.

Информация о природоохранной деятельности публикуется на внешнем сайте Общества. Общество взаимодействует с средствами массовой информации посредством публикации в Федеральных, региональных и местных СМИ, информационных сообщений в сети интернет.

Невыполнение требований к предоставлению информации может привести к:

— невыполнению обязательств в рамках Экологической политики;

— негативному влиянию на имидж Общества.

3

Государственные и местные органы контроля и надзора в области охраны окружающей среды

Соблюдение законодательных и других нормативных требований, включая установленные регламенты взаимодействия.

Выполнение обязательно

Разработан План мероприятий ООО «Газпром трансгаз Сургут» на 2017–2018гг. по выполнению требований установленных ФЗ.

Согласно п.1 

4

Население регионов присутствия Общества, общественные организации

Наличие достоверной информации. Оперативное реагирование на жалобы, запросы.

Обеспечение благоприятной окружающей среды.

Выполнение обязательно

Все требования выполняются

Согласно п.2

5

Внешние поставщики Общества

Взаимное выполнение договорных обязательств.

Выполнение обязательно

Все требования выполнимы

Согласно п.1

6

Работники Общества

Обеспечение доступа работников Общества к экологической информации, результатам природоохранной деятельности.

Выполнение обязательно

Выполняется посредством доведения экологической информации путем размещения на информационных экологических стендах, рассылки информационных писем, размещение на внутреннем и внешнем интернет сайте Общества

Согласно п.2

3.3 Результаты анализа рисков (угроз и возможностей)

Результаты анализа рисков (угроз и возможностей) приведены в Реестре рисков Общества. Мероприятия по управлению рисками сформулированы по соответствующим разделам отчета о функционировании СЭМ со стороны руководства.

Реестр рисков ООО «Газпром трансгаз Сургут»

Риск-координатор: отдел ООСиЭ, начальник отдела Кудашев Э.Р.

№ п/п

Идентификация риска

наименование риска

категория риска

класс риска

вид риска

1

2

3

4

5

1

Невыполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды

Экологические риски, правовые риски, код 114000/107000

Систематического воздействия, изменения таможенно-тарифного регулирования, код 114020/107050

окончание таблицы

Оценка риска

Реагирование на риск

Реализовавшийся риск (комментарий)

вероятность, балл

последствия, балл

Изменение значимости уровня риска (критический, существенный, несущественный)

управляемость риском (высокая, средняя, низкая)

выбранный способ реагирования

мероприятия (да/нет), количество

оценка за предыдущий отчетный период

оценка за текущий отчетный период

6

7

8

9

10

11

12

13

2

2

существенный

несущественный

низкая

принятие

нет

не реализовался

№ п/п

Идентификация риска

наименование риска

категория риска

класс риска

вид риска

1

2

3

4

5

2

Невыполнение требований законодательства в области энергосбережения

Операционные риски, код 105000

Эксплуатации основного производственного оборудования, код 105190

Технологические, код 105192

окончание таблицы

Оценка риска

Реагирование на риск

Реализовавшийся риск (комментарий)

вероятность, балл

последствия, балл

Изменение значимости уровня риска (критический, существенный, несущественный)

управляемость риском (высокая, средняя, низкая)

выбранный способ реагирования

мероприятия (да/нет), количество

оценка за предыдущий отчетный период

оценка за текущий отчетный период

6

7

8

9

10

11

12

13

2

2

несущественный

несущественный

низкая

принятие

нет

Не реализовался

3.4 Выводы:

1. Основные риски, влияющие на результативность СЭМ Общества, представлены в Реестре рисков ООО «Газпром трансгаз Сургут».

2. Критические и существенные риски отсутствуют, разработка мероприятий по управлению рисками не целесообразна.

3.5 Предложения по улучшениям: отсутствуют.


(PDF, 12 МБ)

4. Результаты анализа Экологической политики

4.1 Результаты анализа реализации Экологической политики

В рамках Интегрированной системы менеджмента введена и утверждена Приказом Генерального директора ООО «Газпром трансгаз Сургут» от 29 января 2018 г. № 00071 Политика в области качества, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды. Политика содержит основные цели и обязательства Общества в области охраны окружающей среды и соответствует корпоративной экологической Политике ПАО «Газпром».

Исходя из анализа деятельности Общества на основе данных внутренних аудитов СЭМ, экологической отчетности филиалов Общества и проверок, проводимых ООО «Газпром газнадзор», можно сделать вывод, что в своей деятельности Общество придерживается принципов и выполняет стратегические цели, изложенные в Политике Общества. Персонал, в основном, ознакомлен с Политикой и понимает ее положения.

Необходимость внесения изменений в Политику, исходя из оценки изменений в законодательстве, международной и внутренней экономической ситуации, отсутствует. Политика Общества, является актуальной и соответствует основным принципам организации.

4.2 Результаты анализа необходимости внесения изменений в Экологическую политику

Результаты анализа необходимости внесения изменений в Экологическую политику Общества

Таблица 2

№ п/п

Критерии

Соответствует/ не соответствует

Предлагаемые изменения (если требуются)

1.

Соответствие обязательствам Экологической политики ПАО «Газпром»

Соответствует

Не требуется

2.

Соответствие области применения и границам СЭМ

Соответствует

Не требуется

3.

Соответствие характеру и масштабам воздействий на ОС (в том числе учет в политике значимых ЭА)

Соответствует

Не требуется

4.

Наличие и достаточность обязательств по соблюдения законодательных и иных нормативных требований

Соответствует

Не требуется

5.

Наличие обязательств по предотвращению воздействий и защите ОС

Соответствует

Не требуется

6.

Наличие обязательств по улучшению СЭМ

Соответствует

Не требуется

7.

Учет особенностей ДО, связанных с климатическими, географическими и экологическими факторами, контекстом организации

Соответствует

Не требуется

Вывод:

Действующая Политика Общества на момент анализа актуальна, соответствует требованиям международного стандарта ISO 14001:2015.

Политика не требует внесения изменений.

4.3 Результаты анализа процесса доведения до персонала и обеспечения доступности Экологической политики

4.3.1 Результаты анализа процесса доведения до персонала Экологической политики Общества.

Таблица 3

№ п/п

Механизмы доведения

Результативны/ требуют корректировки

Причины

Предлагаемые изменения (если требуются)

1.

До собственного персонала, в том числе:

Размещение на корпоративном портале Общества;

Размещение на информационных стендах в филиалах Общества;

Включение в инструктаж по вопросам ИСМ в области охраны окружающей среды для вновь принимаемых работников

Результативно

Результативно

Результативно

2.

До персонала внешних поставщиков, в том числе:

Прикрепление в качестве обязательного приложения к договору;

Включение в инструктаж по вопросам ИСМ в области охраны окружающей среды для работников подрядных организаций.

Результативно

Результативно

4.3.2 Результаты анализа процесса обеспечения доступности Экологической политики Общества.

Таблица 4

№ п/п

Механизмы обеспечения доступности

Результативны/ требуют корректировки

Причины

Предлагаемые изменения (если требуются)

1.

До внешних заинтересованных сторон — жителей РФ, общественности, в том числе:

Размещение на корпоративном сайте;

В рамках проведения ознакомительных экскурсий для школьников, студентов.

Результативно

Результативно

2.

Для других заинтересованных сторон:

— в рамках проведения конференций, совещаний, конкурсов, выставок.

Результативно

4.3.3 Вывод:

механизмы процесса доведения до собственного персонала и персонала подрядных организаций, а так же обеспечения доступности для внешних заинтересованных сторон Политики Общества в области качества, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды результативны и доработки не требуют.

4.3.4 Предложения по улучшению не требуются

5. Результаты анализа реализации экологических целей ДО:

5.1 Результаты анализа реализации экологических целей Общества на 2017–2019 годы

Экологические цели ООО «Газпром трансгаз Сургут» на 2017–2019 г. утвержденные генеральным директором Общества Ивановым Игорем Алексеевичем Приказом №00239 от 11.04.2017 г. «О внедрении в действие документов интегрированной системы менеджмента», в качестве целей определены следующие:

1. Сокращение выбросов метана при проведении ремонтных работ.

2. Снижение удельных выбросов NOx в атмосферу.

3. Сокращение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты.

4.Снижение доли отходов, направленных на захоронение без учета металлолома.

5. Снижение платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду.

6. Снижение удельного потребления ТЭР на собственные технологические нужды (при сопоставимой товаротранспортной работе).

Экологические цели Общества сформированы на основании:

Политики ПАО «Газпром»;

Целей ПАО «Газпром»;

Результатов идентификации экологических аспектов и определении их значимости;

Результатов идентификации законодательных и других требований в области охраны окружающей среды;

Результатов совещания по рассмотрению производственно-хозяйственной деятельности Общества за прошедший год;

Результатов административно-производственного контроля;

Результатов внутренних и внешних аудитов.

В качестве базовых показателей приняты показатели 2014 года, для цели по сокращению сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты — показатель 2013 года.

Экологические цели ООО «Газпром трансгаз Сургут» в 2018 г. достигнуты по всем показателям (таблица 5).


(PDF, 12 МБ)

Таблица 5

Корпоративная экологическая цель ПАО «Газпром»

Экологическая цель Общества

Перечень филиалов, для которых установлена цель

Мероприятия, направленные на достижение ЭЦ (п. соответствующей программы)

Базовый показатель на базовый 2014 год

Показатель за предыдущий отчетный период

Фактический показатель за отчетный период в аналогичных единицах

Степень достижения, в %, по отношению к предыдущему периоду/ базовому году

Причины недостижения/ перевыполнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Снижение выбросов метана в атмосферу

Сокращение выбросов метана при проведении ремонтных работ.

Линейные производственные управления магистральных газопроводов Общества

Использование газа при стравливании контура КЦ для собственных нужд;

Использование газа из участка МГ перед началом ремонтных работ по ЛЧ;

Замена не герметичной запорной арматуры и устранение утечек в запорной арматуре технологической обвязки КЦ;

Замена не герметичной запорной арматуры на линейной части МГ;

Замена не герметичных байпасных кранов на перемычке МГ с использованием оборудования ТВД.

В 2014 году в ООО «Газпром трансгаз Сургут» фактический объем стравленного газа при проведении ремонтных работ ГТС составил 87,5% от планового показателя

63%

81%

Относительно 2014 г. снижение на 6,5%

Относительно 2016г. увеличение на 18%

Увеличение показателя относительно 2017 года произошло в связи с проведением работ согласно Плану ремонтных работ на 2018 год

2

Снижение удельных выбросов NOx в атмосферу

Снижение удельных выбросов NOx в атмосферу

Линейные производственные управления магистральных газопроводов Общества

Улучшение технического состояния ГПА за счет ремонта.

В 2014 году уровень удельного выброса NOx при транспортировке газа составил 4,5 тонн/млн.м3 на единицу топливного газа

4,49

тонн/млн.м3

4,46

тонн/млн. м3

Относительно 2014г. снижение на 0,8%

Относительно 2016г. снижение на 0,6%

Выполнение мероприятий в рамках Программы природоохранных мероприятий Общества

3

Снижение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты

Сокращение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты

Все филиалы, осуществляющие сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты

Строительство мойки для автомобильной техники (система очистки и рециркуляции сточной воды).

В 2013 году 24% сточных вод, отводимых филиалами Общества в поверхностные водные объекты, отнесены к категории недостаточно очищенных. В 2014 году сброс недостаточно очищенных сточных вод отсутствовал.

1%

0,2%

Относительно 2013 г. — снижение на 23,9 %

Относительно 2017 г.

показатель снижение на 0,9%

Получены Разрешения на сброс сточных вод в поверхностные водные объекты

4

Снижение доли отходов, направляемых на захоронение

Снижение доли отходов, направляемых на захоронение без учета металлолома

Все филиалы, кроме ЦК «Камертон», Управления связи, Медико-санитарной части и Учебно-производственного центра.

Передача на обезвреживание и использование опасных отходов сторонним организациям имеющих лицензию.

Доля отходов, направляемых на захоронение, в 2014 году составила 80% от общего количества образующихся отходов (без учета металлолома)

78%

78%

Относительно 2014г. снижение на 2%

Относительно 2017г. показатель не изменился

Уменьшение доли отходов направляемых на захоронение.

5

Снижение платы за сверхнормативное воздействие, как интегрального показателя воздействия на окружающую среду.

Снижение платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду

Все филиалы, кроме ЦК «Камертон», Управления связи, Медико-санитарной части и Учебно-производственного центра.

Разработка проектной документации (НДС, ПНООЛР, ПДВ, лицензия на недропользование).

Сверхнормативная плата за негативное воздействие по итогам 2014 года составила 2,13 млн. руб.

2,109 млн. руб.

1,116 млн. руб.

11,3% от общей платы за НВОС

Относительно 2014г. снижение на 52%

Относительно 2017г. снижение на 53%

Отсутствие разрешительной документации у ряда филиалов Общества

6

Снижение удельного потребления ТЭР на собственные технологические нужды (при сопоставимой товаротранспортной работе)

Снижение удельного потребления ТЭР на собственные технологические нужды (при сопоставимой товаротранспортной работе)

Линейные производственные управления магистральных газопроводов Общества

Выполнение программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ООО «Газпром трансгаз Сургут» на 2015–2017 г.г.

Удельное потребление ТЭР на собственные технологические нужды по Обществу в 2014г. составило 22,324 кг у.т/млн.м3. км

22,3 кг у.т./млн.м3км

21,6 кг. у.т./млн.м3км

Относительно 2014г. снижение на 3,2%

Относительно 2017г. снижение на 3,1%

Выполнение Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности Общества


(PDF, 12 МБ)

5.2 Результаты динамики изменения целевых экологических показателей за плановый период с 2014 по 2018 гг.

5.2.1.1 Динамика целевого экологического показателя «Снижение выбросов метана в атмосферу» за плановый период с 2014 по 2018 гг.

Динамика целевого экологического показателя «Снижение выбросов метана в атмосферу» за плановый период с 2014 по 2018 гг. приведена на рис. 1. 

Рис.1

5.2.1.2 Причинно-следственные связи изменения показателя.

Динамика целевого экологического показателя «Снижение выбросов метана в атмосферу» демонстрирует в целом снижение выбросов метана при проведении работ на магистрально газопроводе, обусловленное, в первую очередь, выполнением мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе мероприятий:

— по выработке газа с помощью ГПА в смежные участки газопроводов;

— использование газа при стравливании контура КЦ для собственных нужд;

— использование газа из участка МГ перед началом ремонтных работ по ЛЧ;

— замена не герметичной запорной арматуры и устранение утечек в запорной арматуре технологической обвязки КЦ и линейной части МГ.

5.2.1.3. Динамика целевого экологического показателя «Снижение удельных выбросов NOx в атмосферу» за плановый период с 2014 по 2018 гг.

Динамика целевого экологического показателя «Снижение удельных выбросов NOx в атмосферу» за плановый период с 2014 по 2018 гг. приведена на рис. 2

Рис. 2

5.2.1.4. Причинно-следственные связи изменения показателя.

Динамика целевого экологического показателя «Снижение удельных выбросов NOx в атмосферу» демонстрирует незначительное снижение выбросов относительно базового показателя. Снижение обусловлено выполнением мероприятий в рамках Программы природоохранных мероприятий ООО «Газпром трансгаз Сургут», в том числе:

— по восстановлению технических характеристик ГТУ с помощью проведения ремонта, очистки проточной части газовоздушного тракта.

5.2.1.5 Динамика целевого экологического показателя «Снижение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты» за плановый период с 2013 по 2018 гг.

Динамика целевого экологического показателя «Снижение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты» за плановый период с 2013 по 2018 гг. приведена на рис. 3.

Рис. 3

5.2.1.6 Причинно-следственные связи изменения показателя

Динамика целевого экологического показателя «Снижение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты» демонстрирует снижение показателя относительно 2017 года в связи с получением Разрешений на сброс сточных вод в поверхностный водный объект филиалами.

5.2.1.7 Динамика целевого экологического показателя «Снижение доли отходов, направляемых на захоронение» за плановый период с 2014 по 2018 гг.

Динамика целевого экологического показателя «Снижение доли отходов, направляемых на захоронение» за плановый период с 2014 по 2018 гг. приведена на рис. 4.

Рис. 4.

5.2.1.8 Причинно-следственные связи изменения показателя

Динамика целевого экологического показателя «Снижение доли отходов, направляемых на захоронение» демонстрирует снижение относительно базового уровня 2014 года, и остается неизменным относительно предыдущего отчетного периода 2017 года.

Снижение обусловленное, в первую очередь, снижением объемов захоронения отходов IVV класса опасности и направляемых части данных отходов на обезвреживание.

5.2.1.9. Динамика целевого экологического показателя «Снижение платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду за плановый период с 2014 по 2018 гг.

Динамика целевого экологического показателя «Снижение платы за сверхнормативное воздействие, как интегрального показателя воздействия на окружающую среду» за плановый период с 2014 по 2018 гг. приведена на рис. 5.

Рис. 5

5.2.1.10 Причинно-следственные связи изменения показателя

Динамика целевого показателя «снижение платы за сверхнормативное воздействие, как интегральный показатель негативного воздействия на окружающую среду» демонстрирует снижение относительно базового года планирования и предыдущего отчетного периода 2017 года, характеризуется соблюдением требований природоохранного законодательства. В течении 2018 года силами ИТЦ разрабатывались проекты нормативов НВОС. В результате проделанной работы получены документы:

— нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для филиалов Туртасское ЛПУМГ, Сургутское ЛПУМГ (КС-3, КС-4, СПП), УТТиСТ ТАТЦ, Новоуренгойское ЛПУМГ (КС-00);

— разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для филиалов: Пурпейское ЛПУМГ (КС-02), Вынгапуровское ЛПУМГ, Самсоновское ЛПУМГ РЭП, УТТиСТ (ТАТЦ, САТЦ), Ярковское ЛПУМГ, УАВР ТАВП;

— утверждены нормативы допустимых сбросов для Тюменского ЛПУМГ.

Разработаны проекты но не получены разрешительные документы для Новоуренгойского ЛПУМГ (НДС), Вынгапуровское ЛПУМГ (ПНООЛР), Ишимское ЛПУМГ (ПДВ). Для этих филиалов в 2019 году будут поданы Декларации о НВОС.

5.2.1.11 Динамика целевого экологического показателя «Снижение удельного потребления ТЭР на собственные технологические нужды (при сопоставимой товаротранспортной работе)» за плановый период с 2014 по 2018 гг.

Динамика целевого экологического показателя «Снижение удельного потребления ТЭР на собственные технологические нужды (при сопоставимой товаротранспортной работе)» за плановый период с 2014 по 2018 гг. приведена на рис. 6.

Рис. 6

5.2.1.12. Причинно-следственные связи изменения показателя

Динамика целевого экологического показателя «Снижение удельного потребления ТЭР на собственные технологические нужды (при сопоставимой товаротранспортной работе)» демонстрирует планомерное снижение как относительно базового уровня 2014 года, так и относительно предыдущего отчетного периода 2017 года.

Снижение обусловленное, в первую очередь, выполнением мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности.

5.2.2 Выводы о результативности:

ООО «Газпром трансгаз Сургут» в 2018 г. достигнуты все целевые показатели относительно базового периода 2014 года.

Все целевые показатели в целом являются актуальными для КЭЦ на плановый период 2018–2019 гг.

5.2.3 Предложения по улучшениям, в том числе:

1. Предложения по корректировке экологической цели в целом: не требуются.

2. Предложения по корректировке показателя экологической результативности: не требуется.

3. Предложения по изменению программы мероприятий по достижению экологических целей:

— откорректировать стоимостную оценку по целевому показателю «снижение удельных выбросов NOx в атмосферу» в программе 2018–2020 гг.

6. Результаты анализа реализации природоохранной деятельности

6.1 Результаты анализа изменения структуры перечня значимых экологических аспектов

6.1.1 Анализ структуры перечня экологических аспектов. Причины изменения

Приводится информация о структуре Перечня экологических аспектов. Информация представляется в таблице 6.

Таблица 6

Наименование показателей

Прошлый отчетный период

2017

Настоящий отчетный период

2018

Количество значимых экологических аспектов

10

10

Количество экологических аспектов с повышенной степенью значимости

10

10

Количество экологических аспектов с высокой степенью значимости

0

0

Количество экологических аспектов с чрезвычайно высокой степенью значимости

0

0

Количество экологических аспектов, переставших быть значимыми

0

0

Количество новых значимых экологических аспектов

0

0

Наибольший индекс значимости

11,52

11,52

Перечень экологических аспектов при реализации инвестиционных проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения

Общее количество экологических аспектов

0

0

Количество значимых экологических аспектов

0

0

Количество экологических аспектов с повышенной степенью значимости

0

0

Количество экологических аспектов с высокой степенью значимости

0

0

Количество экологических аспектов с чрезвычайно высокой степенью значимости

0

0

Количество экологических аспектов, переставших быть значимыми

0

0

Количество новых значимых экологических аспектов

0

0

Проводится анализ изменения структуры перечня экологических аспектов. Приводятся причины изменения структуры, в том числе, появления новых экологических аспектов.

Перечень ЗЭА приводится в Приложении 1.

Соотношение ЗЭА с разной степенью значимости за отчетный и предшествующий отчетному период представляется в виде диаграммы (рис. 7,8).

Рис. 7

Рис. 8

6.1.2 Анализ изменения структуры каждой из групп экологических аспектов. Причины изменения

Анализ изменения структуры ЗЭА за прошлый и отчетный периоды по воздействию на компоненты окружающей среды приводится, в том числе, в виде диаграммы (рис. 9).

Рис. 9

В группу экологических аспектов высокой и повышенной значимости включены экологические аспекты, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.

Выводы:

относительно стабильная однородная структура распределения ЗЭА по объектам воздействия свидетельствует о том, что управление экологическими аспектами находится в Обществе в управляемом состоянии.

6.2 Результаты анализа процесса идентификации и оценки значимости экологических аспектов

Результаты анализа процесса идентификации и оценки значимости экологических аспектов приведены в таблице 7.

Таблица 7

№ п/п

Критерии анализа

Результат анализа (да/ нет)

Причины

Проведенные/ предлагаемые мероприятия

1

Процедура идентификации и оценки:

учитывает все виды деятельности и СП, входящие в область применения и границы СЭМ ДО;

достаточно чувствительна для различных СП/ функциональный зон;

учитывает деятельность всех подрядчиков и поставщиков;

Да

Да

Да

2

Процедура понятна собственному персоналу

Да

3

Процедура понятна персоналу внешних поставщиков (в части идентификации и оценки ЭА инвестиционной деятельности)

Да

4

Процедура реализуется в срок

Да

5

Процедура реализуется в полном объеме

Да

6

Процедура дает сопоставимые результаты

Да

Выводы:

Процесс идентификации и оценки экологических аспектов в целом результативен.

Предложения по улучшению:

Отсутствуют

6.3 Результаты анализа мониторинга ключевых показателей экологической результативности ДО

6.3.1 Результаты анализа мониторинга показателей экологической результативности

Анализ по каждому из ключевых показателей экологической результативности Общества (кроме целевых, анализ которых проведен в разделе 5.1 настоящего Отчета) за отчетный и предшествующий отчетному период представлен в таблице 8.

Таблица 8

Наименование показателя

Ед. изм.

Период, предшествующий отчетному

2017 г.

Отчетный период

2018 г.

Отклонение

от предшествующего отчетному 2018 

+, —

%

1.

Валовые выбросы вредных веществ в атмосферу — всего

тыс. т

58,353

53,544

4,809

—8,24

в том числе

в пределах нормативов

—«-

57,932

53,356

—4,576

—7,89

сверхнормативные

—«-

0,421

0,188

—0,233

—55,34

в том числе

2.

Валовые выбросы СН4

—«-

42,533

37,026

—5,507

—12,95

3.

Удельные выбросы NOx (валовые выбросы на единицу топливного газа)

тыс. т /млн. м3

0,00449

0,00446

—0,00003

—0,67

4.

Забрано или получено воды

тыс. м3

771,780

750,712

—21,068

—2,73

5.

Водоотведение, в том числе:

тыс. м3

504,140

506,310

2,17

0,43

в поверхностные водные объекты, из них

—«-

266,456

271,75

5,294

1,98

нормативно чистые и нормативно очищенные

%

99

99

0

0

6.

Образовано отходов

т

8363,74

8533,43

169,69

2,03

7.

Доля отходов, направленных на захоронение (от суммы образованных за отчетный период с учетом наличия на начало года)

%

78

78

0

0

8.

Площадь рекультивированных земель за год

га

244,158

366,000

121,842

49,90

6.3.2 Динамика изменения каждого ключевого показателя экологической результативности

6.3.2.1 Динамика изменения ключевого показателя экологической результативности — выбросы СН4.

Динамика изменения ключевого показателя экологической результативности выбросы CH4 представлены на Рис. 10.

Рис. 10

6.3.3.1 Причинно-следственные связи изменения показателя валовые выбросы вредных веществ в атмосферу и выбросы СН4.

Уменьшение показателя выброса метана в атмосферу связанно с уменьшением количества ремонтных работ, в соответствии с планом ремонтных работ.

6.3.2.2 Динамика изменения ключевого показателя экологической результативности — удельные выбросы NOx (валовые выбросы на единицу топливного газа).

Динамика изменения ключевого показателя экологической результативности удельные выбросы NOx (валовые выбросы на единицу топливного газа) представляется в виде диаграммы

Рис. 11

6.3.3.2 Причинно-следственные связи изменения показателя удельные выбросы NOx (валовые выбросы на единицу топливного газа).

Уменьшение показателя удельные выбросы NOx (валовые выбросы на единицу топливного газа) связанно с режимом работы магистрального газопровода.

6.3.2.3 Динамика изменения ключевого показателя экологической результативности водоотведения нормативно чистых и нормативно очищенных сточных вод.

Динамика изменения ключевого показателя экологической результативности водоотведения нормативно чистых и нормативно очищенных сточных вод представляется в виде диаграммы

Рис. 12

6.3.3.3 Причинно-следственные связи изменения показателя водоотведения нормативно чистых и нормативно очищенных сточных вод.

ООО «Газпром трансгаз Сургут» в течение последних лет не допускало сброса сточных недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, только сбросы, считающиеся недостаточно очищенными в связи с отсутствием разрешений на сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты.

6.3.2.4 Динамика изменения ключевого показателя экологической результативности доля отходов, направленных на захоронение.

Динамика изменения ключевого показателя экологической результативности доля отходов, направленных на захоронение представляется в виде диаграммы

Рис. 13

6.3.3.4 Причинно-следственные связи изменения показателя доля отходов, направленных на захоронение.

Количество доли отходов направляемых на захоронение по отношению к базовому 2014 году снизилось, а к предыдущему 2017 году осталось неизменным.

6.3.4 Выводы о результативности управления ключевыми показателями результативности.

1. Все целевые показатели КЭЦ достигнуты относительно базового периода 2014 года.

2. Все целевые показатели в целом являются актуальными для КЭЦ на плановый период 2017–2019 гг.

5.3.4 Предложения по улучшениям, в том числе:

1. Предложения по изменению процедуры мониторинга и контроля отсутствуют.

2. Предложения по изменению процедуры анализа и оценки результатов мониторинга и контроля отсутствуют.

3. Предложения по выделению дополнительных ресурсов отсутствуют.

4. Предложения по обучению ответственного персонала отсутствуют.

6.4 Результаты анализа оценки соответствия деятельности ДО законодательным и другим требованиями

6.4.1 Общие результаты анализа оценки соответствия деятельности ДО законодательным и другим требованиям

Оценка соответствия деятельности ДО законодательным и другим требованиям в области охраны окружающей среды осуществляется в ходе следующих проверок:

Корпоративного экологического контроля, осуществляемого силами Экологической инспекции ООО «Газпром газнадзор»;

производственного экологического контроля и мониторинга;

внутренних аудитов СЭМ, ИСМ;

проверок деятельности организации Государственными органами контроля и надзора;

Общая информация по проверкам приведена в таблице 9.

Таблица 9

Год

Количество проверок (на объектах эксплуатации/ на объектах строительства)

Количество несоответствий

(на объектах эксплуатации/ на объектах строительства)

Приведенные показатели несоответствий

Ход устранения несоответствий

Устранено

несоответствий

в срок, %

Не устранено несоответствий

в срок, %

Срок устранения не истек

в срок, % 

Государственный экологический надзор

2017

7/0

3/0

0,43

34

66

2018

7/0

16/0

2,28

12,5

87,5

Корпоративный экологический контроль (ООО «Газпром газнадзор»)

2017

15/0

31/0

2,067

84

16

2018

5/0

7/0

1,4

88

12

Производственный экологический контроль в составе ЦПДК

2017

15/0

36/0

2,4

100

2018

14/0

28/0

2

100

Внутренний аудит СЭМ

2017

26/0

17/0

0,65

100

2018

10/0

12/0

1,2

99

1

По результатам анализа оценки соответствия деятельности ООО «Газпром трансгаз Сургут» законодательным и другим требованиям можно сделать вывод, что в целом деятельность Общества соответствует установленным требованиям;

Рис. 14

6.4.2 Анализ структуры несоответствий по видам проверок

При проведении корпоративного экологического контроля помимо несоответствий ISO 14001:2015 большинство несоответствий выявлены в области охраны атмосферного воздуха.

Проверки государственного экологического контроля выявили несоответствия в области обращения с отходами.

Рис. 15

Выводы:

в целом процессы корпоративного экологического контроля демонстрируют свою результативность;

большинство несоответствий в области соблюдения требований природоохранного законодательства сосредоточены в области обращения с отходами.

6.4.3 Динамика роста/ сокращения повторяющихся несоответствий по объектам воздействия

Анализ динамики суммарных несоответствий по объектам воздействия по годам (рис.16).

Рис. 16

Выводы:

основная причина несоответствий в области обращения с отходами заключается в нарушении требований к обращению с отходом «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные».

— основная причина несоответствии в области охраны атмосферного воздуха несоблюдение требований СанПиН 2.21/2.1.1.1200–03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов»,№96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

6.4.4 Результаты анализа потребности ДО в разрешительной документацией

Разрешительная природоохранная документация для филиалов Общества с 2016 года разрабатывается собственными силами, для этого на базе инженерно-технического центра была создана группа специалистов по разработке ПНООЛР, ПДВ и НДС.

В 2019 году планируется следующий объем по разработке документации (Таблица 10).

Таблица 10

Наименование документа

Потребность в разрешительной

документации на 2018 год

(планируемый период)

Причины отсутствия

Предлагаемые

мероприятия

1.

Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Тобольское ЛПУМГ

Срок действия до 06.02.2022 необходима корректировка

Разработка согласно План-графика ЦХЭЛ ИТЦ

УЭЗС

Срок действия до 18.10.2021 необходима корректировка

Южно-Балыкское ЛПУМГ

Срок действия до 05.12.2019 

Самсоновское ЛПУМГ

Срок действия до 05.12.2019 

УАВР САВП

Срок действия до 02.12.2019

2.

Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ)

Пурпейское ЛПУМГ Ягенетская пп

Срок действия до 21.12.2020 необходима корректировка

Тобольское ЛПУМГ

Срок действия до 28.10.2021 необходима корректировка

Ортьягунское ЛПУМГ

Срок действия до 31.12.2019

Самсоновское ЛПУМГ

Срок действия до 31.12.2019 

Тюменское ЛПУМГ

Срок действия до 27.01.2020 необходима корректировка

ИТЦ

Срок действия до 31.12.2019

СП «Факел»

Срок действия до 29.09.2020

УАВР НАВП

Срок действия до 19.11.2020

3.

Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС)

Тобольское ЛПУМГ

Срок действия до 26.04.2020

Ново-Уренгойское ЛПУМГ

Пуртазовская пп

Срок действия до 08.12.2019

Ярковское ЛПУМГ

Срок действия до 31.12.2019

Выводы (в том числе):

Разработка собственными силами природоохранной документации позволила минимизировать риск сверхнормативной платы за негативное воздействие по причине отсутствия разрешительной документации.

6.4.5 Предложения по улучшению процесса оценки соответствия, отсутствуют.

6.5 Результаты анализа затрат на мероприятия в области ООС

6.5.1 Результаты анализа затрат на мероприятия в области охраны окружающей среды

Анализ затрат на мероприятия в области охраны окружающей среды по годам. Данные представляются в виде диаграммы (рис. 17).

Рис. 17

6.5.2 Анализ структуры платежей за негативное воздействие

Анализ структуры платежей за негативное воздействие в разрезе нормативных и сверхнормативных платежей за отчетный период и в разрезе структуры объектов негативного воздействия приводится в виде диаграммы (рис. 18, рис. 19).

Рис. 18

Рис. 19

6.5.3 Выводы

Сверхнормативная плата за размещение отходов производства и потребления возникла в связи с отсутствием нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у ряда филиалов. Данные нормативы в течение года были согласованы с Территориальными Управлениями Росприроднадзора.

6.5.4 Предложения по улучшению, в том числе:

1. Предложения по доработке процедуры планирования затрат на природоохранные мероприятия: не требуются.

2. Предложения по выделению дополнительных ресурсов:

— Необходимо приобретение программных продуктов серии «Эколог».

6.6 Результаты анализа работы с аварийными ситуациями и авариями

6.6.1 Результаты анализа работы с аварийными ситуациями и авариями

В 2018 году в Обществе отсутствовали аварий, так и инцидентов с экологическими последствиями.

Меры по управлению аварийными ситуациями устанавливаются и выполняются посредством разработки ПЛА, инструкций, графиков и программ соответствующих тренировок.

6.6.2 Выводы

Существующие процедуры по предупреждению аварийных ситуаций, реагированию на аварии, локализации воздействия на окружающую среду, снижения их воздействия и ликвидации последствий актуальны и результативны.

6.6.3 Предложения по улучшению управления аварийными ситуациями отсутствуют.

7. Результаты анализа аудитов СЭМ Общества за год

7.1 Результаты анализа внешних аудитов СЭМ Общества за год

В соответствии с планом проведения надзорного аудита СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» с 20.11.2017г. по 23.11.2017г. был проведен очередной надзорный аудит СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» независимым органом по сертификации ООО «Русский регистр — Балтийская инспекция».

Согласно плану надзорного аудита были проверены следующие подразделения Администрации ООО «Газпром трансгаз Сургут» и филиалы:

— Управление связи;

— Учебно-производственный центр;

— Ноябрьский автотранспортный цех УТТиСТ;

— Ноябрьский АВП УАВР;

— Демьянское ЛПУМГ;

— Инженерно-технический центр;

— Управление материально-технического снабжения и комплектации;

— Ортьягунское ЛПУМГ;

— Самсоновское ЛПУМГ;

— Медико-санитарная часть;

— Отдел охраны труда;

— Служба промышленной и пожарной безопасности;

— Производственный отдел по эксплуатации магистральных газопроводов и газораспределительных станций;

— Технический отдел;

— Производственно-диспетчерская служба;

— Управление ОРРиСОФ;

— Производственный отдел по эксплуатации компрессорных станций;

— Планово-экономический отдел;

— Служба информационно-управляющих систем.

7.1.1 Статистика распределения несоответствий по пунктам ISO 14001:2015:

По результатам надзорного аудита СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» несоответствий требованиям ISO 14001:2015 не выявлено.

Наблюдений и возможностей для улучшения по требованиям ISO 14001:2015 в результате надзорного аудита не представлено.

7.1.2 Заключения по результатам аудита

По результатам надзорного аудита СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» выдано заключение о соответствии СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» требованиям ISO 14001:2015

7.1.3 Рекомендации аудиторов

Рекомендации аудиторов по улучшению СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» отсутствуют.

7.1.4 Выводы

Результаты надзорного аудита СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» демонстрируют соответствие ISO 14001:2015 и ее результативность.

7.1.5 Предложения по улучшению

Не требуются.

7.2 Результаты анализа внутренних аудитов СЭМ за год

7.2.1 Результаты анализа управления программой внутренних аудитов СЭМ

«Программа внутренних аудитов СЭМ ООО „Газпром трансгаз Сургут“ на 2018 год» выполнена в полном объеме. В рамках программы проверены 10 филиалов Общества силами ООО «Газпром газнадзор».

Также проведен внутренний аудит подразделений Администрации Общества.

Цели внутренних аудитов СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» на 2018 год:

— Оценка соответствия СЭМ Общества требованиям ISO 14001:2015, внутренним нормативным требованиям, корпоративным требованиям, законодательным и другим применимым требованиям в области охраны окружающей среды.

Критерии внутренних аудитов СЭМ:

— требования ISO 14001:2015 (все пункты);

— требования внутренних нормативных документов СЭМ;

— соответствие законодательным и другим применимым требованиям в области охраны окружающей среды.

Целевые и внеплановые аудиты не проводились.

Результаты внутренних аудитов представлены в таблице 11

Таблица 11

№ п/п

Результаты аудитов

Количество

Предпринятые действия

(% выполнения коррекции, КД или другие действия)

1

Количество несоответствий

12

Коррекции и корректирующие действия выполнены по 100% несоответствий

2

Количество достижений

0

0

3

Количество областей, содержащих признаки потенциального несоответствия или области для улучшения

0

0

7.2.2 Анализ заключений по результатам аудитов

По результатам анализа выполнения Программы внутренних аудитов СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» на 2018 год установлено, что СЭМ общества в целом соответствует критериям аудита.

7.2.3 Статистика распределения несоответствий по пунктам ISO 14001

Статистика распределения несоответствий выявленных в ходе внутренних аудитов СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» в 2018 году по пунктам стандарта ISO 14001:2015 представлена на рисунке 20.

Рис. 20

Примечание:

Кол-во НС — количество несоответствий;

Кол-во УНС — количество устраненных несоответствий;

Кол-во ЗКД — количество запланированных корректирующих действий;

Кол-во ПКД — количество проведенных корректирующих действий (если были запланированы);

Кол-во РКД — количество проведенных корректирующих действий, признанных результативными.

7.2.4 Выводы

По результатам анализа процесса внутреннего аудита за 2018 год установлено, что процесс проведения внутреннего аудита СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» в целом результативен и способствует улучшению функционирования СЭМ.

7.2.5 Предложения по улучшению процесса проведения внутреннего аудита СЭМ: отсутствуют.

8. Статус и результативность корректирующих действий

8.1 Общий анализ устранения несоответствий

В целом в Обществе устраняемость несоответствий составляет 100%:

— выявлено несоответствий 12, из них устранено 12;

— запланировано корректирующих действий, кол-во 12;

— выполнено корректирующих действий от общего числа запланированных: 12 (100%);

— в т.ч., результативно: 12 (100%);

не выполнено корректирующих действий из числа запланированных: 0 (0%).

Рис. 21

Примечание:

Кол-во НС — количество несоответствий;

Кол-во УНС — количество устраненных несоответствий;

Кол-во ЗКД — количество запланированных корректирующих действий;

Кол-во ПКД — количество проведенных корректирующих действий (если были запланированы);

Кол-во РКД — количество проведенных корректирующих действий, признанных результативными.

8.2 Анализ причин невыполнения коррекций и/ или корректирующих мероприятий, анализ причин недостижения результативности

Корректирующие действия выполняются в полном объеме и результативно, что подтверждается отсутствием повторно выявленных нарушений.

8.3 Выводы о результативности процесса управления несоответствиями

В целом процесс управления несоответствиями эффективен и поддерживается в рабочем состоянии. Необходимость внесения изменений отсутствует.

8.4 Предложения по улучшению процесса управления несоответствиями

Провести обучение персонала по вопросам управления несоответствиями.

9. Результаты анализа процесса информирования и обучения персонала ДО и внешних поставщиков по вопросам СЭМ

9.1 Общие результаты анализа процесса информирования и обучения персонала ДО и внешних поставщиков по вопросам СЭМ

Обучение сотрудников в рамках функционирования системы экологического менеджмента выполняется в соответствии с принятыми планами и программами.

Процесс информирования собственного персонала и персонала подрядных организаций осуществляется в соответствии с требованиями документов Системы экологического менеджмента Общества.

Результаты информирования и обучения персонала Общества и поставщиков по вопросам СЭМ представлены в таблице 12.

Таблица 12 

№ № п/п

Описание мероприятия по обеспечению компетентности в области ООС и СЭМ

Показатели

Плановое значение

Фактическое значение

1.

Проведение вводного инструктажа для всех сотрудников, поступивших на работу

2.

Проведение вводного инструктажа для сотрудников подрядных организаций

3.

Приложение Политики ООО «Газпром трансгаз Сургут» в области качества, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды к договорам на оказание услуг

4.

Размещение информации по СЭМ Общества на стендах охраны окружающей среды филиалов

29

29

5.

Проведение экологических акций и конкурсов на филиалах Общества

3

3

6.

Размещение материалов СЭМ и информации по природоохранной деятельности Общества на интернет-странице ООО «Газпром трансгаз Сургут»

7.

Составление корпоративной экологической отчетности в соответствии с установленной периодичностью и форматом представления

8.

Обучение сотрудников общества по СЭМ (ISO 14001:2015)

27

27

9.2 Предложения по улучшению

Не требуются.

10. Результаты анализа обращений от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы

10.1 Результаты анализа обращений от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы

Структура внешних заинтересованных сторон:

— администрации районов и городов;

— органы государственного контроля и надзора;

— местные жители;

— СМИ;

— Общественные организации.

В 2018 году в отношении Общества жалоб не поступало. Обращения и публикации в СМИ, имеющие отношение к СЭМ в 2018 году отсутствуют.

10.2 Выводы о результативности процесса

В связи с отсутствием жалоб заинтересованных сторон можно сделать вывод о положительных результатах работы в области ООС.

10.3 Предложения по улучшению

Не требуются.

11. Выводы по результатам анализа функционирования СЭМ со стороны руководства

1. СЭМ ООО «Газпром трансгаз Сургут» в целом соответствует требованиям ISO 14001:2015, а так же законодательным и другим применимым требованиям, внедрена, результативна и поддерживается в рабочем состоянии.

2. Ресурсы для обеспечения функционирования и улучшения СЭМ и осуществления природоохранной деятельности выделяются в полном объеме.

Начальник отдела охраны окружающей среды и энергосбережения Э.Р. Кудашев


(PDF, 12 МБ)

LiveJournal Share Button