Экспедиция по местам строительства «сталинской» железной дороги
Фотографии:с подписямибез подписей
Вертолет высаживает экспедицию ООО «Газпром трансгаз Сургут» на маленький островок В послевоенное время в Обской губе решено построить военный порт и соединить его с «большой землей» железной дорогой Брошенная стройка «сталинской железной дороги» расположена в 170 километрах от Пуртазовской промплощадки Ново-Уренгойского ЛПУМГ В этом поселении располагались бараки с заключенными и дома, где проживали вольнонаемные сотрудники стройки Участок брошенной стройки расположен в 20 километрах от села Ермаково — на правом берегу реки Таз Здесь почти нетронутые временем сохранились железнодорожный путь, депо и четыре паровоза — знаменитые «овечки» дореволюционной постройки Брошенная стройка «сталинской железной дороги» расположена в 170 километрах от Пуртазовской промплощадки Ново-Уренгойского ЛПУМГ Освоение Севера при помощи железных дорог — давняя мечта русских инженеров. Не все проекты реализованы. Работники Общества решили обследовать места брощенной стройки железной дороги Сотрудники Общества отправились к местам «сталинской стройки» для изучения родного края на вертолете В этом разрушенном доме ранее жили вероятнее всего инженеры Главного управления лагерного железнодорожного строительства. Это можно судить по панели железной кровати, которая была недоступна обычным заключенным Дома в бараках ГУЛАГа утепляли соломой Сохранилось корыто для зерновых продуктов В состав экспедиции вошли работники ООО «Газпром трансгаз Сургут», неравнодушные к истории родного края Без лодок строить железную дорогу было бы невозможно Часть маршрута экспедиция прошла на лодке К 1953 году силами заключенных было возведено более 900 километров одноколейной дороги — после смерти Сталина ее строительство успешно свернули Здесь до сих брошена часть железнодорожного оборудования Здесь до сих брошена часть железнодорожного оборудования Многие заключенные ГУЛАГа заканчили свои дни на этой стройке — газовики почтили память погибших Энтузиасты на месте «сталинской стройки» установили православный крест Многие заключенные ГУЛАГа заканчили свои дни на этой стройке — бежать от туда было практически невозможно Многие заключенные ГУЛАГа заканчили свои дни на этой стройке — газовики почтили память погибших После закрытия стройки локомотив бросили на запасных путях На стройку шли разные рельсы — эти — из демидовской стали 1905 года Вывозить технику после закрытия бесперспективной стройки никто не желал Несмотря на то, что часть работ выполняли вручную, «железку» худо-бедно прокладывали — технику вместе с заключенными завозили на океанских «лихтерах» с севера по большой воде Стройку железной дороги с военным портом в Обской губе признали бесперспективной и перенесли на Енисей «Пятьсот-веселая» — так называли стройку под официальными номерами «501», «502» и «503» Это один из самых утопических проектов ГУЛАГа 1947–1953 годов, по масштабам сопоставимый с другой «великой стройкой» — Беломорканалом В память о тех временах здесь остались многие бытовые мелочи В этих бараках в разные годы проживало более 300 тысяч заключенных: от пленных немцев до обычных уголовников Члены экспедиции уезжают домой, чтобы передать историческую информацию коллегам, родным и близким