Жуков Николай Зиновьевич

Николай Зиновьевич Жуков

(15.02.1926 — 24.09.2014)

Мой отец, Николай Зиновьевич Жуков, родился 15 февраля 1926 года в городе Грозном Чечено-Ингушской АССР.

Когда началась Великая Отечественная война, Николаю Жукову исполнилось четырнадцать лет. «Я сразу побежал в военкомат, — делился воспоминаниями с родными ветеран, — писать заявление на фронт, но меня даже не стали слушать, выставили за дверь». Когда в 1943 году немцы подходили к Грозному, Николай Жуков не уехал со своим ремесленным училищем в конотопскую эвакуацию. «Убежал и пришел в райвоенкомат, поддернув напоказ ременную бляху „РУ“: берите меня воевать! Так меня там чуть не выпороли моим же ремнем…», — рассказывал Николай Зиновьевич. Настойчивый Николай все же попал в боевые ряды уже в апреле 1943 года — после окончания училища и автошколы он стал фронтовым шофером. Присягу он принял в 10-м учебном автополку во Владикавказе, далее был направлен в город Горький, где прошел специальную подготовку и получил бронемашину.

(Фото из семейного архива Жукова)

(Фото из семейного архива Жукова)


Юного солдата отправили в 1944 году в 849-ю автороту, которая располагалась в китайском городе Чифын. Здесь разворачивался театр боевых действий против Квантунской армии Японии, дислоцированной в Маньчжурии. Великую Победу 9 мая 1945 года Николай Жуков встретил в Маньчжурии. Уже после капитуляции Японии военное руководство забросило Николая Жукова в Монгольскую Народную Республику (г. Чойбалсан), где он прослужил с 1946 по 1950 годы в радиодивизионе в/ч 14285.

За всю войну Николай Жуков исколесил сотни километров, освоил десяток автомобилей. «Мы изучали самые разные машины — от ГАЗ-ММ до ЯГ-6. — рассказывал фронтовик. — А из иранской Джульфы поступали „студебеккеры“. В адрес американского грузовика водитель высказал много хвалебных слов — именно на его базе созданы знаменитые минометы „Катюши“ и „Андрюши“, различные тягачи, краны и инженерные машины. „Студебеккер“ — красавец! — вспоминал ветеран, — Как он шел через горный Хинган и безводные монгольские степи — песня! Полуторки дохли… В кузове возил бочку воды. Пехота набрасывалась с котелками — думал грузовик перевернут. Бедные ребята! Ни ручья, ни колодца они там не видели в страшенную жару…»

Фронтовой водитель вспоминал, что он однажды на японских складах раздобыл канистру спирта, который являлся своеобразной валютой на войне и лучшим угощением для товарищей. Но старший лейтенант из охраны штаба вылил все до капли на песок — не положено! В этом проявлялся железный порядок.

Шушарина Людмила Николаевна

Пенсионер Сургутского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Сургут»