Формирование
Это было великое время, когда на просторах Западной Сибири формировались многие предприятия нефтегазового комплекса. Задача стояла непростая — в течение полутора лет построить и пустить в эксплуатацию газотранспортную магистраль «Вынгапур — Челябинск» диаметром 1420 мм.
(Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Сложность строительства заключалась в том, что почти половина трассы проходила по болотистым и обводненным участкам, строители планировали построить 99 километров переходов через большие и малые реки. На пути газопровода несли свои воды Обь и Иртыш, Аган и Салым. Строители в первоочередном порядке намерены были возвести три станции — Ортьягунскую, Самсоновскую и Ярковскую. Всего же на трассе предполагалось 16 компрессорных станций.
(Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
На строительство были брошены силы подразделений министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Одновременно на трассе работали до 40 тысяч человек. Все объединения, а ныне это дочерние общества ПАО «Газпром», министерства газовой промышленности направляли к нам на пусконаладочные работы своих лучших специалистов. Общими усилиями мы смогли выполнить поставленную задачу.
Справка
9 декабря 1976 года приказом Министра газовой промышленности С.А. Оруджева в структуре ВПО «Тюментрансгаз» на базе Сургутского линейно-производственного управления было организовано производственное объединение «Сургуттрансгаз» (23 февраля 1977 года подтверждено приказом ВПО «Тюменгазпром»).
(Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут») | (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут») |
Хроники того времени
На начальном этапе рассматривался «северный» вариант строительства магистрали, но Тюменский обком КПСС выдвинул идею строительства «южного» направления «Вынгапур — Челябинск», которое имело ряд преимуществ. Во-первых, в эксплуатацию вводилось Вынгапуровское месторождение, расположенное на расстоянии полутора тысяч километров от потребителей, намечались перспективы освоения Комсомольского, Западно-Таркосалинского, Вынгаяхинского, Губкинского и других малых месторождений Среднего Приобья. Во-вторых, уже в это время на Севере Тюменской области стремительно строилась железная дорога, по которой предполагалось вести комплектацию строительства материалами и оборудованием, железобетонными конструкциями и техникой. В-третьих, магистраль должна была новым коридором соединить Уренгойское месторождение с единой газотранспортной системой страны.
Биография
Первым директором объединения «Сургуттрансгаз» был назначен Михаил Константинович Чумаков.
Михаил Константинович Чумаков (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Выпускник Ленинградского политехнического института. До назначения на должность работал сменным инженером Семилукского ЛПУ, с 1967 года — главным инженером, заместителем начальника Ивдельского линейно-производственного управления, начальником Комсомольского ЛПУ, непосредственно занимался становлением газотранспортной системы магистрали объединения «Тюментрансгаз».
Типичный рабочий поселок газовиков (1977 год)(Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Наша история…
Чумакова срочно вызывали в Москву в Министерство газовой промышленности, отказаться возможности не было, а хотелось — только с трассы, бессонные ночи, аварийные работы.
С министром Сабитом Атаевичем Оруджевым Михаилу Константиновичу уже приходилось встречаться и раньше, тот в шутку называл его «Надэждой газовой промышленности» и считал его деятельность показательной. Комсомольское управление, возглавляемое Чумаковым, состояло в министерстве на особом счету, как самое оснащенное лучшими кадрами и передовой техникой.
— Ну что, «Надэжда», время твое пришло, — с заметным кавказским акцентом произнес Оруджев встречая Чумакова.
В несколько минут министр обрисовал Чумакову ситуацию: о стратегии освоения газовых месторождений Западной Сибири, о будущем объединении, о грандиозных планах и огромной работе.
— Начинать надо с нуля. Есть маленькое ЛПУ, но задачам нового предприятия не отвечает. Ты можешь подумать, но в середине февраля должен быть в Сургуте.
18 февраля Чумаков был в Сургуте, а 21 февраля подписал свой первый приказ.
Справка
Первое штатное расписание объединения «Сургуттрансгаз» подписано 27 апреля 1977 года. 70 процентов должностей были вакантными.
Укладка в траншею первой нитки магистрального газопровода. 1977 год (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Решение кадровых проблем объединения «Сургуттрансгаз» было важнейшей задачей того времени. Не хватало специалистов-газовиков, способных профессионально отслеживать все процессы строительства объектов транспорта газа и наладки оборудования.
Уже в сентябре 1977 года на Пленуме Сургутского горкома КПСС Михаил Константинович Чумаков обратил внимание присутствующих на эту проблему: «В третьем квартале 1978 года планируется ввод шести компрессорных станций. Для их обслуживания нужны специалисты, которых в Сургуте сегодня нет. Мы вынуждены приглашать их из других районов страны. Уже к началу следующего года коллектив объединения достигнет 700 человек, а к концу пятилетки у нас будет работать более двух тысяч специалистов. Для них, только в Сургуте, необходимо построить 55 тысяч квадратных метров жилья. А пока жилых домов у нас нет».
Первое здание «Сургуттрансгаза». 1978 год (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
В Сургут в объединение «Сургуттрансгаз» ехали со всей страны. Начало коллектива положили выходцы из Татарии, Украины, Белоруссии, Башкирии, Краснодарского края, Москвы, Средней Азии, Урала.
Справка
К концу 1978 года в объединении «Сургуттрансгаз» работало 1009 человек. Из них 246 — специалистов с высшим образованием, 230 — имели среднее специальное образование. Текучесть кадров была необычайно высокой. За год из объединения уволилось 595 человек. Причина текучести кадров: отсутствие жилья, детских садов, низкая заработная плата.
(Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут») | (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут») |
В мае 1977 года заместителем директора по кадрам и быту был назначен Владимир Петрович Ивашкеев | Летом к работе в должности главного инженера приступил Эдуард Антонович Клиновский. |
Осенью 1977 года на площадку первой компрессорной станции магистрального газопровода вышли подразделения треста «Сургутнефтепромстрой».
Коллектив Комсомольского ЛПУ. Слева Михаил Чумаков (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Плотники, бетонщики, сварщики, арматурщики первым делом валили лес, расчищали площадку под будущее строительство, а потом занялись возведением первых зданий и строительством дороги до станции «Когалымская», где предполагалось создать перевалочную базу важнейших грузов: дизельного топлива, металлоконструкций, железобетонных изделий, технологического оборудования компрессорной станции. Это был первый опыт строителей по выходу в совсем не обжитые места, первый опыт организации работ, который был повторен при сооружении многих компрессорных станций северной части газопровода «Уренгой — Челябинск».
Михаил Чумаков с супругой (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Справка
Михаил Чумаков руководил предприятием с 1977 года по июль 1979 года. Он проявил себя талантливейшим организатором, руководителем, местом работы которого была трасса. Именно при нем сложился костяк коллектива, первые традиции, достигнуты первые результаты тяжелейшей работы.
Наша история…
Чумаков приехал на стройплощадку Ортьягунской компрессорной станции. Встретил его начальник шестого участка Васильев.— Все хорошо, только одна заковырка — ханты покоя не дают.— Какие ханты, — удивился Чумаков.— Да наши, местные. Видишь, там избушки их стоят, а возле реки священное место, а у нас там по плану — узел подключения будет. Я к ним каждый день с разговорами хожу, без результата. Сказали насмерть стоять будут, но поганить святые места не дадут.Чумаков зашагал в сторону хантыйских строений. У самой кромки холма, стояло сухое, старое, истерзанное временем дерево. И чем дольше Чумаков смотрел на это дерево, тем больше в глубине его души росло чувство уважения к этим людям, к их вере и стремлению сохранить свою святыню, свой уклад, свое отношение к окружающему миру… Но он понимал, что никакая сила не может уже остановить процесс строительства магистрали.Чумаков все сделал сам. «Комацу» послушно следовал его командам и под натиском многотонной громадины священное дерево ханты не выдержало.Строительство должно было идти по плану.
(Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Первое полугодие 1977 года практически полностью ушло на перемещение строительных коллективов Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности в Западную Сибирь. Однако переброска техники, людей, строительство опорных баз не решали проблему начала работ на новой магистрали. Главным тормозом стали сложные условия прохождения трассы, когда 1200 километров газопровода должны пролегать по лесам, из них почти тысяча километров — по болотистой и обводненной местности, где проведение работ возможно было только в зимнее время. Кроме того, значительно отставала комплектация строительства трубами большого диаметра.
Ремонтные работы на магистральном газопроводе (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Ни железная дорога, ни речной флот не в силах были в короткий срок доставить до места строительства миллионы тонн грузов, которые обеспечили бы ритмичную работу комплексных линейных потоков. Однако, несмотря на все организационные трудности, строительство трассы уже началось. Были привлечены десятки генподрядных трестов: Сургуттрубопроводстрой и Мингазпромстрой, Приобьтрубопроводстрой и Щекингазстрой, Севертрубопроводстрой и Ленгазспецстрой, Южгазпромстрой, Востокнефтепроводстрой, Татнефтепроводстрой, Среднегазнефтегазстрой и другие.
Вертолет — главный помощник в доставке грузов (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Справка
13 июля 1977 года был сварен первый стык магистрального газопровода «Вынгапур — Челябинск».
Наша история…
Строительство газовой магистрали «Вынгапур — Челябинск» было делом всенародным. В средствах массовой информации еженедельно проводились итоги работы на магистрали, Министерство строительства нефтяной и газовой промышленности начало выпускать многотиражную газету «За темпы и качество», которая рассказывала о ходе работ на трассе.
Строительство линейной части продолжалось в течение зимнего периода 1977–1978 годов. Ко второй половине мая подразделения Главвостоктрубопроводстроя и Главсибтрубопроводстроя закончили работы на линейной части своих участков.
Сложный участок на переходе к КС-9. 1978 год (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
В это время начались испытания магистрального газопровода на участке от Вынгапуровского промысла до Оби. Для завершения всех работ на трассе необходимо было проложить еще около 100 километров магистрали. Это были самые проблемные километры за все время строительства газопровода.
Ми-6, перелет на новый участок трассы. 1978 год. (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Наступила весенняя распутица, вскрывались реки и болота, что сильно осложняло работу монтажников, землеройщиков, изоляционщиков. Приходилось строить и укреплять лежневые дороги, сварку вести не из секций, а одиночных труб. Вертолетами перебрасывали трубы большого диаметра и четырехтонные пригрузы, вагончики для рабочих к месту строительства для того, чтобы каждый день не перевозить людей на десятки километров.
Эпопея строительства магистрали на участке от Оби до Иртыша затянулась на многие месяцы.
Обед в полевых условиях. Работники КС-8 Туртасского ЛПУ. 1978 год (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Из доклада начальника ВПО «Тюменгазпром» Е.Н. Алтунина:
«На участке Сургут — Тобольск мы потеряли значительное время. То, что зимой можно было сделать за 10 дней — нам пришлось, с применением малой авиации, выполнять в течение полутора месяцев».
Из воспоминаний заместителя министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности В.П. Баталина:
«Одним из наиболее технологически сложных объектов, с которым мне пришлось иметь дело в качестве руководителя стройки, оказался газопровод „Вынгапур — Челябинск“. В нем, словно в кошмарном сне, слились все субъективные и объективные негативные факторы. А началось все с того, что А. Н Косыгин в ходе одной из своих поездок в Тюменскую область принял решение о сооружении газопровода из северных месторождений на Тюмень, а оттуда на Челябинск. Но все дело в том, что газопровод намечалось строить в 1980 году, а к прокладке его в соответствии с принятым решением приступили в 1977 году».
Справка
В конце 1977 года строительство газопровода «Уренгой — Челябинск» было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Из выступления Михаила Константиновича Чумакова на Пленуме городского комитета КПСС:
«В 1978 году нам необходимо ввести 1547 километров линейной части газопровода диаметром 1420 мм, из них около 700 километров в болотистых и обводненных местах, построить 11 переходов через реки, шесть компрессорных станций, освоить 700 миллионов рублей…»
Линейную часть газовой магистрали «Вынгапур — Челябинск» закончили к лету 1978 года. Это были невиданные в истории отрасли темпы строительства, создание и становление первых линейно-производственных управлений. Практически все ЛПУ первой очереди были образованы приказами от 17 апреля, 2 июня и 27 сентября. Но строительство станций началось не сразу.
Справка
15 мая 1978 года начались испытания магистрального газопровода «Вынгапур — Челябинск».Начало строительства Ортьягунского ЛПУМГ. 1978 год (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Справка
31 декабря 1978 года в эксплуатацию был пущен первый газоперекачивающий агрегат Ортьягунской компрессорной станции. С этого времени началась промышленная история Общества.
1979 год — знаменательный для объединения «Сургуттрансгаз». Коллектив стал стабильно вести транспорт газа с Вынгапуровского месторождения на Урал. Вслед за Ортьягунской компрессорной станцией, в строй действующих вступили Ярковская и Самсоновская, Богандинская, Южно-Балыкская, Тобольская и Туртасская КС. В 1979 году построена вторая нитка газопровода, которая соединила Уренгойское месторождение с газотранспортной системой страны. Сформированы Губкинское, Пурпейское и Ягенетское линейно-производственные управления, управления технологического транспорта, Сургутский аварийно-восстановительный поезд.
Строительство второго цеха КС-6 Самсоновского ЛПУМГ. 1979 год. (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Магистральный газопровод «Вынгапур — Челябинск» стал крупнейшей стройкой второй половины 70-х годов. Для его строительства было вывезено 2,5 миллиона тонн труб большого диаметра, 1,5 миллиона тонн железобетонных утяжелителей, огромное количество строительных материалов, техники, технологического оборудования. Только при строительстве линейной части перемещено более 90 миллионов кубических метров грунта, сварено более 320 тысяч стыков, установлено 120 тысяч анкерных устройств.
Преодоление водных преград на вездеходной технике. 1978 год. (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Трасса «Вынгапур — Челябинск» дала путевку в жизнь многим ценным начинаниям и ряду технических новшеств. Именно здесь впервые была применена автоматизированная установка для электронной сварки труб «Север-1». Работа комплекса позволяла значительно ускорить монтаж газовой магистрали. Чистое время сварки полного шва равнялось 3,5–4 минутам. Еще одним новшеством стало применение для балластировки газопровода свайных раскрывающихся анкеров и обетонированных в заводских условиях труб.
Справка
В 1979 году на балансе предприятия находились 2410 километров газопровода, 14 компрессорных станций, из которых семь были в стадии монтажа. Общая мощность газоперекачивающих агрегатов составляла 487,5 тысячи Квт. План по транспорту газа объединение выполнило на 82,2 процента.
Создание магистрального газопровода контролировалось на самом высоком уровне. Не проходило месяца, чтобы Совет Министров СССР, Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Тюменский обком партии не обсуждали на своих совещаниях ход выполнения работ. За первые два года сооружения газопровода было принято три Постановления ЦК КПСС и Совета Минстрой СССР, непосредственно рассматривающие создания новой газовой магистрали «Уренгой — Челябинск».
Укладка газопровода в траншею (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
В ноябре 1979 года в коллектив пришли опытные газовики: Леонид Сергеевич Должиков и Валентин Борухович Будовский. Они имели солидный опыт эксплуатации компрессорных станций, линейной части магистральных газопроводов. Леонид Сергеевич, например, уже около 20 лет трудится в газовой промышленности и «Сургуттрансгаз» пришел с должности директора объединения «Оренбургтрансгаз».Валентин Будовский был инженером, начальником КС, главным инженером Комсомольского ЛПУ, главным механиком объединения «Волгоградтрансгаз». Они взяли на себя решение большей части производственных проблем. Из других объединений Министерства газовой промышленности в «Сургуттрансгаз» влились Ю.И. Важенин, Э.С. Глезаров, Б.А. Клюк, М.В. Гурочкин, А.В. Башкин, В. И. Кожан, Ю.Г. Щербаков, И.А. Баринов.
Состав объединения пополнили более чем 150 молодых специалистов — выпускников вузов, средних специальных заведений, профессиональных училищ. В этот год в коллектив объединения распределились И.А. Иванов, В.Н. Точилин, М.Н. Мосягин, С.Н. Петров, П.И. Кириченко, М.А. Измайлов, Ф.Х. Хабибуллин, Е.С. Гордиенко, А.А. Ронжин и другие.
Строительство КС-4 (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Конец 1979 и начало 1980 годов ознаменованы величайшим напряжением сил всех участников строительства и пуска в эксплуатацию магистрального газопровода. Особая роль в этом процессе принадлежала главному инженеру объединения «Сургуттрансгаз» Эдуарду Антоновичу Клиновскому.
Л.С. Должиков. 1979 год. (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Рабочим местом главного инженера была вся трасса. В течение недели Клиновского можно было видеть в десятках самых «горячих» точках газопровода, расположенных друг от друга на сотни километров. Эдуард Антонович не жалел себя. Практически все время он находился на трассе — обеспечивал пуск линейной части и первых компрессорных станций. А ликвидация первых аварий и гидратных пробок! Без людей, без необходимой техники, на голом энтузиазме творили газовики великие дела.
Первый коллектив КС-5. 1980 год. (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Наша история…
В полночь в квартире главного инженера объединения «Сургуттрансгаз» Эдуарда Клиновского раздался звонок.
— Ты что не знаешь, что творится у тебя на трассе? — услышал Эдуард Антонович рассерженный голос Оруджева. — У тебя в районе четвертой на трассе гидратная пробка. Завтра газ должен идти по графику.
В шесть утра, отмахав сотню верст, Клиновский был на точке.
— Технология подводит, метанол не помогает, надо решать проблему народным способом, как у нас говорят, «Клиновский — клином вышибает», — заметил начальник Приобского ЛПУ Анатолий Кострыкин.
Сказано — сделано. В месте, которое указал Клиновский, оголили газопровод, углубились в землю так, чтобы под трубой мог свободно пройти человек. А дальше в дело пошли вековые деревья, деревянные ящики, доски, в общем все то, что горит. Гидратную пробку собирались ликвидировать огнем.
Клиновский отправил людей в палатки пить чай, отвел технику на безопасное расстояние, и когда остался один — поджег древесину. За несколько минут огромная сухая масса превратилась в факел. Эдуард Антонович шагал вдоль пылающей трассы и насвистывал мелодию «Веселого барабанщика». Газ шёл по графику.
Строители КС-6 Самсоновского ЛПУ. 1979 год. (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Работники КС-1 Вынгапуровского ЛПУ. 1979 год. (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Справка
31 июля 1979 года, после смерти Михаила Константиновича Чумакова к обязанностям генерального директора приступает Леонард Гилязович Рафиков. Его роль в потенциале Сургутгазпрома чрезвычайно велика. Именно он начал большую работу по созданию социальной сферы, модернизации производства, развитию завода по стабилизации газового конденсата в Сургуте. В 1989 году назначен заместителем министра газовой промышленности.Рафиков обладал большой силой воли, талантом организатора и являлся признанным лидером, в команде которого были специалисты высочайшего класса. Именно те люди, кто смог взять на себя ответственность и выполнить неимоверно сложные задачи скорейшего пуска в эксплуатацию десятков цехов компрессорных станций новой магистрали. В течение месяца Л. Г. Рафиков знакомился с производством, оценивал перспективы строительства, прорабатывал стратегию выполнения производственных заданий. И 1 сентября в городской газете «К победе коммунизма» он отмечал, что газовики Сургута накопили колоссальный опыт эксплуатации газопровода «Вынгапур — Челябинск» и уже сегодня объединение готово принять в эксплуатацию новые мощности северного крыла магистрали.
Оборудование в ожидании отправки на трассу (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
В этой статье Леонид Гилязович отмечал отличную работу газовиков Самсоновской, Ортьягунской и Богандинской компрессорных станций, говорил о первой очереди магистрали, как о состоявшемся объекте.
Строительство агрегата Южно-Балыкской КС-5. 1980 год. (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Однако до завершения работ было еще далеко. Только в начале года началось интенсивное строительство Южно-Балыкской, Демьянской, Туртасской, Тобольской, Аганской и Приобской компрессорных станций, на Севере разворачивалось строительство Губкинской, Пурпейской и Ягенетской станций. В это же время шли испытания второй нитки газопровода «Уренгой — Челябинск». Были учтены все недостатки строительства первой очереди, на трассе были сконцентрированы лучшие строительные коллективы, значительно улучшилось материально-техническое снабжение стройки. Все это сказалось не только на темпах, но и качестве прокладки второй нитки газопровода «Уренгой — Челябинск».
В.Б. Будовский, Т.П. Должикова, Л.С. Должиков. 1980 год (Фото из архива ООО «Газпром трансгаз Сургут»)
Справка
В октябре 1979 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию вторую очередь газопровода «Уренгой — Челябинск».