В Сургуте поставили спектакль с куклой, которая «пережила» блокаду
Она действительно с потертостями и ссадинами. Кукла, которая на самом деле «пережила» Великую Отечественную войну, преодолела тысячи километров, прежде чем оказаться на сургутской сцене. Артисты нашли ее в одном из антикварных магазинов Санкт-Петербурга. Лежала среди такого же раритета. Сама по себе игрушка уже может «рассказать» историю. Известно, что в 40-х годах ее держали в руках те самые дети войны. Имена не сохранились. «Говорящая» кукла стала одним из центральных «персонажей» одноименного спектакля в ЦКиД «Камертон».
Разговор со зрителем
Сюжет спектакля, по сути, взят из головы режиссера. Хотя кто-то может заметить сходство с рассказами «Кукла» или «Ночевала тучка золотая». Они действительно вдохновили постановщиков. Но и только. В основе сюжета — личная история дедушки (точнее — маленького Стёпки), которую он рассказывает теперь уже своей внучке.
— Это история его детства, воспоминания, в которых вся гамма чувств: от родительской любви, лиц которых он уже не помнит, а только ощущения их близости, от потери, когда он оказался в детском доме, потом — от потери друзей. Сам рассказ начинается как раз с появления старой-старой куклы, — поясняет режиссер спектакля «Кукла» Анастасия Гнатенко. — Это о ценности дружбы, любви, семьи. И еще о том, что ценность вещей тоже не всегда материальна. Кукла — это символ любви и памяти, веры, а не просто какой-то материальный предмет.
Большая и старинная кукла уже самом по себе — целая история. Не соответствует нынешним эталонам красоты и вообще одета не по последнему писку моды. Такие экспонаты советской эпохи теперь не найти на полках магазинов. Но «шрамы» войны — какие-то царапины на теле и потрепанная одежда — сделали ее дороже всех вместе взятых барби. Это «зацепило» юных актеров — «зацепит» и юных зрителей, уверен режиссер. Хотя сам по себе спектакль понравится и взрослым. Он вне возраста и затрагивает извечные вопросы.
— Чем больше мы погружаем детей в такие интересные истории, не разукрашенные современными средствами шоу, всякими там разными примочками и прибамбасами (музыкой, спецэффектами), тем больше они начинают ценить эту настоящесть, — считают постановщики. — Простота тоже эффектна. А главный эффект — в смысле, в жизненной правде, которая трогает наших современных детей.
Со зрителем будут говорить не только словом, но и телом. Большинство актеров — дети, танцоры. Спектакль наполнен пластическими номерами. Один из них — «Ты вернешься» — существовал сам по себе, но органично вписался в режиссерский замысел.
— Любое событие отражается не только на государстве, но и на истории каждой семьи, каждого человека. И найти личную историю, на наш взгляд, гораздо важнее сегодня, чем говорить о масштабе событий. Потому что о масштабе будет говориться много везде и со всех экранов. Но каждая семья имеет свою, какую-то особенную историю, которая касается только их, и эта история важная, — считает балетмейстер Светлана Астраханцева.
Воспитание историей
Главными актерами спектакля стали дети — и в этом его особенность. Чтобы лучше понять чувства своих героев, ребята смотрели исторические фильмы. Для многих из них беды, которые принесла с собою война, стали открытиями.
— Дети не понимали, как, например, ребенок может остаться без родителей? Не могли понять этих чувств. Я объясняла им: вас мама с папой каждый раз целуют перед сном, а их некому было целовать и обнимать, — рассказывает балетмейстер. — Этот спектакль важен и для самих артистов. Во время репетиций они могли похихикать, но когда что-то осознавали… Детей ведь не переиграешь. Они не играют, а живут историей, делают ее настоящей.
Это как раз тот случай, когда актеры хороши своим непрофессионализмом. Хотя люди с дипломами, конечно, тоже будут на сцене. Взрослые будут «держать» конструкцию, скелет спектакля. И это тоже своего рода эксперимент — воспитанники будут на одной сцене с наставниками. Но кто у кого учится — еще большой вопрос.
— Детям интересно, как работают их педагоги, интересно быть соучастником этого процесса. Они же обучаются через подражание, общение, сближаются со своими наставниками. И на сцене уже, как большая семья. Всем очень тепло. Мы не претендуем на суперпрофессиональные спектакли, но они получаются очень теплые, — считает Анастасия Гнатенко.
Говорящий минимализм
На декорациях решили не заостряться. В спектакле их минимум. Над антуражем поработали художники Камертона. Акценты расставили так, чтобы предметы «не перебивали» актеров. За основу брали принцип: «Если от чего-то можно отказаться — долой!». Нагромождать не хотелось. Так что остановились на простых универсальных конструкциях, которые будут трансформироваться в столы, стулья и так далее. От главной истории, от человеческих — детских и взрослых глаз — ничего отвлекать не будет.
— В современном искусстве нет натурализма. Что вынесет зритель с этого спектакля? Главное, чтобы тронуло какие-то определенные чувства. Как из современного кино: никто не выходит с какими-то одинаковыми решениями. Каждого может зацепить разное. Или в традиционном балете — дают программку, в которое написаны все роли, кто и что. Все разложено по полочкам, и ты знаешь, что ты смотришь. В современном балете нет программки. Есть просто исполнитель и ты свои ассоциации рождаешь от того, что происходит на сцене. Тебе не раскладывают, КАК ты ДОЛЖЕН понимать этот спектакль. У автора произведения есть свое мнение, но он не расстроится, если ты подумал по-другому. Главное, чтобы зритель ушел наполненным. В современном искусстве другая логика. Там «крючки», которые цепляют восприятие, настроение и держат в напряжении, как в тарантиновских фильмах, — объясняет Светлана Астраханцева.
Спектакль «КУКЛА» 7 марта в 18:00 Билеты по телефону: 90-83-16 Центр культуры «Камертон» (Островского, 16/1)
Источник: Газета «Сургутская трибуна»