Где можно увидеть газ?

Корпоративный музей «Газпром трансгаз Сургут» вошёл в шорт-лист победителей конкурса «Музейный Олимп Югры» и стал обладателем диплома за активное включение музейных средств в профориентационную деятельность.

Музеем ведётся разнообразная работа по профессиональной ориентации школьников, ежегодно более 1000 детей бывают в его стенах. О том, как подрастающее поколение знакомят с историей голубого топлива, рассказала заведующий музеем Ольга Слепова.


 Интересно, когда и по чьей инициативе создан музей, как менялось содержание экспозиций?

— Создателями и идейными вдохновителями проекта стали супруги Марченковы — первый редактор корпоративной газеты «Сибирский газовик» Вениамин Игнатьевич и его супруга Галина Николаевна. В течение полутора лет ими была проведена большая исследовательская и поисковая работа, изучены порядка пяти тысяч документов по истории и развитию «Газпром трансгаз Сургут». Открытие состоялось14 февраля 2002 года в рамках празднования 25-летнего юбилея компании. Музей находится в административном здании предприятия на Университетской, 1.

Конечно, со временем музей претерпел ряд изменений, но некритичных, нам было важно сохранить основу: настоящие, близкие каждому газовику вещи, документы, фотографии, газетные вырезки, награды. Появился макет компрессорной станции, где наглядно можно ознакомиться с производством, информационная панель — для детального погружения в работу предприятия, историю газовой отрасли и не только. Рядом с макетом ГТК-10-4 (газоперекачивающий агрегат) появилась гильза нагнетателя, и как уверяют коллеги из отдела компрессорных станций, «эта старушка тащит на себе весь трангсаз, особенно коридор „Уренгой — Челябинск“. Для маленьких участников экскурсии есть большие магнитные пазлы, на которых изображены производственные объекты предприятия.

 В какой момент у музея появилась профориентационная функция?

— Я думаю, она всегда была. Но в последние несколько лет профориентационному направлению уделяется больше внимания не только у нас на предприятии, но и в стране в целом. Такие экскурсии позволяют подросткам получить представление о работе различных предприятий, центров, компаний, организаций. У ребят есть возможность узнать об особенностях рабочего процесса и условиях труда.

Это здорово. В моём школьном прошлом нас сразу приучали к труду: мы сами мыли классы, дежурили в столовых, шили фартуки, но вот такого знакомства с производством не было. Сейчас музей выбирают для посещения всё больше учеников средних общеобразовательных школ, ребята живо интересуются, какие профессии наиболее популярны, чем занимаются те или иные специальности, куда пойти учиться и обязательно ли в принципе получать высшее образование.


Разбираем с ними, что такое вахтовый метод работы и чем, например, привлекательна работа сварщика. Приходят студенты и учащиеся колледжей, тут уже у молодых людей другие вопросы: как можно пройти практику и куда подавать резюме? Помимо музея, у ребят есть возможность посетить производственно-диспетчерскую службу, где наглядно видна работа по всей трассе, или побывать на участке связи, познакомившись с профессией связиста. Но это по очень предварительной договорённости, всё-таки производственный процесс у нас непрерывный, часто вмешиваться в него мы не можем.

 Есть ли в музее что-то, что создано специально для школьников?

— Весь музей (улыбается — прим. авт.). У нас же всё интересно! Казалось бы, висит фотография незнакомого для них мужчины, а за этой фотографией судьба человека.

Я рассказываю ребятам историю становления не только нашего предприятия, но и Сургута. Узнаём о развитии газовой промышленности Среднего Приобья, конечно, о строительстве нашего газопровода Уренгой — Сургут — Челябинск. Разбираемся с основными профессиями на производстве. И знаете, что самое ценное: бывает, что дети приходят на экскурсию второй раз, и они всё отлично помнят, значит, эмоционально мне удалось их впечатлить, а для этого не надо удивлять, поражать и завлекать новыми технологическими формами, иногда достаточно просто интересно рассказать. Коллеги иногда удивляются, видя, что к нам на экскурсию приходят совсем юные сургутяне в возрасте шести лет и спрашивают:

«А они хоть что-то понимают?» Понимают! Это мой любимый возраст, потому что тут надо не только просто рассказать о сложном, но ещё и заинтересовать ребят. Вроде получается.


 Какие экспонаты, оборудование показываете, какими технологиями

удивляете?

— Макет ГТК-10-4 всегда вызывает к себе интерес. Причём макет интересен не только гостям музея, но газовикам, так как при обычной работе корпус агрегата закрыт и движение лопастей можно только представить.

Газоперекачивающий агрегат ГТК-10-4 — это «сердце» компрессорной станции. Компрессорные станции находятся на расстоянии в 100 километрах друг от друга и служат для поддержания рабочего давления в системе магистральных трубопроводов. Дело в том, что газ в магистрали движется под давлением в 75 атмосфер, но через 100 километров давление падает до 50 атмосфер. Компрессорные станции и такие вот агрегаты служат для того, чтобы поднять давление в трубе до 75 атмосфер. Создатели экспоната постарались сделать работающую модель агрегата наиболее реалистичной, но в уменьшенном размере. Цвет, формы, изгибы, скорость вращения и даже звук — всё доподлинно передаёт работу ГТК-10-4.

Отличается от всех экспонатов в музее диорама. Таких диорам в округе не так много, тем она и интересна для школьников. На ней мы видим первых руководителей предприятия на месте строительства будущей компрессорной станции, в тайге, а спустя время место меняется и появляется станция.

Смена картин происходит под текст диктора — это сообщение радио «Маяк» начала 1977 года, которое рассказывает о строительстве магистрального газопровода. Что примечательно, вся диорама сделана вручную.

Интересен детям и фрагмент жилья газовиков. Это часть вагончика, в котором важно всё: сколоченные наспех столы, тэн, установленный на кирпичах, стенгазета, чемоданы, коврик....

Все эти предметы пришли к нам из тех далёких времён и имеют своего хозяина — ветерана нашего коллектива, свой отрезок времени и своё место на нашей трассе. Дети делают там селфи, надевая очки и меховые шапки.

В музее есть и невероятно древние вещи: зооморфные фигурки из раскопок, проведённых в районе деревни Сайгатиной. Эти ритуальные фигурки местных народов датируются 10 веком н.э. и найдены при строительстве газопровода. Есть даже зубы мамонта.

В конце экскурсии ребятам показываю и действующую модель газогенератора, который отработал на компрессорной станции 35 лет и теперь установлен в качестве экспоната в здании.

 А неожиданные вопросы во время экскурсии бывают?

— Одни задают стандартные вопросы, например, какую зарплату получают газовики. Другие — насущные: куда отправлять резюме, как можно устроиться на практику или с какими вузами сотрудничает Газпром. Но бывают и интересные: «А это правда, что мечты сбываются?», «А как можно увидеть/почувствовать газ?» и другие.

Я по ходу экскурсии задаю ребятам много вопросов, чтобы они не просто слушали «радио Оля», а были включены в процесс. В конце экскурсии самым внимательным и тем, кто давал ответы, стараюсь вручить небольшие презенты. Интересно, что ребята не вопросы задают, а экскурсию дополняют, рассказывая то, что они сами знают, с удовольствием этим делятся.

Приходите к нам в музей, но обязательно предварительно запишитесь по телефону 750–361.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА

Кстати:

В Сургуте при поддержке «Газпром трансгаз Сургут» с 2016 года действует уникальный проект. После девятого класса у школьников есть возможность учиться в «Газпром- классе» Сургутского естественно-научного лицея. В этом году 1 сентября к обучению приступил пятый набор.

Всего профильный класс окончили 99 школьников. За два года происходит активное погружение в профессию — экскурсии в филиалы Газпрома и музей, общение с молодыми работниками, участие в конкурсах, слётах, масштабных проектах.


Автор: Евгения Цветкова

Источник: Газета «Сургутские ведомости»