Во главе магистрали, в начале полярного круга

Ново-Уренгойское ЛПУ отмечает 30-летие

В одной из командировок в газовую столицу России автор этих строк стал свидетелем такой ситуации: заняв места во встречающем гостей автобусе, участники совещания в надежде услышать что-то интересное попросили водителя рассказать о здешних местах. «А что рассказывать, — растерялся тот. — Это Уренгой».

«Знаю я, есть края…»

И эта фраза говорит о многом. Конечно, кто-то считает ужасным здешний климат. Находятся те, кто сравнивает город с «медвежьей берлогой». И тому и другому есть основания — расположенный в нескольких километрах от полярного круга, город живет по всем его законам: зимой здесь не только холодно, но и темно, а 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, светило показывается лишь на 1 час 5 минут. Так же мрачно — с лагерей ГУЛАГа — начиналась история Уренгоя. В конце 40-х прошлого столетия они раскинулись здесь «благодаря» амбициозному проекту Сталина — строительству Трансполярной железнодорожной магистрали. Со смертью вождя она так и не была завершена — лагеря, мосты, паровозы и прочее имущество бросили посреди тундры, а великая стройка, забравшая сотни тысяч человеческих жизней, кончилась провалом.

Заполярная промплощадка

Заполярная промплощадка


И все же Новый Уренгой — это Новый Уренгой, и у него есть свой шарм. Желаете жить в окружении уникальной природы? Необходимый колорит вам обеспечат местные флора и фауна. Не хватает романтики? Именно за ней сюда в семидесятые годы приехали осваивать Север сотни тысяч энтузиастов. Хочется найти достойную работу и свое место в жизни? Никто этому не мешает — получи профессию газовика, и Новый Уренгой станет местом профессионального развития, карьерного роста и базой для материального благополучия семьи.

Начальник Пуртазовской промплощадки Сергей Галимуллин: "Для управления компрессорной станицией нужно овладеть серьезными навыками"

Начальник Пуртазовской промплощадки Сергей Галимуллин: «Для управления компрессорной станицией нужно овладеть серьезными навыками»


Передовики во всех смыслах

Именно с Уренгоя начинали прокладывать себе трудовую дорогу многие ветераны «Газпром трансгаз Сургута». Из Ново-Уренгойского ЛПУ вышло немало нынешних руководителей Общества. Сюда успешно ездит на вахту молодежь предприятия. Сам же филиал прочно закрепил за собой славу не только кузницы кадров, но и динамично развивающегося управления «Газпром трансгаз Сургута», эксплуатирующего передовые технологии в области транспорта газа. Современное Ново-Уренгойское ЛПУ это 1153 километра газопроводов в однониточном исполнении, три промышленные промплощадки, девять цехов, 59 агрегатов, огромное хозяйство. А еще это самый молодой коллектив в Обществе, средний возраст работников которого не достиг и 40 лет (по Обществу — 41). Больше всего молодежи встречается на Пуртазовской и Заполярной промплощадках (39 и 37 лет соответственно).

У работников Заполярной промплошщадки позитивный настрой

У работников Заполярной промплошщадки позитивный настрой


Уникальность коллектива Ново-Уренгойского ЛПУ еще и в том, что подавляющее большинство его работников трудится вахтовым методом. То есть, приезжают на Север из разных уголков страны. Это молодые, целеустремленные ребята, самостоятельно прокладывающие себе дорогу в жизни. Такие, например, как 26-летний слесарь по ремонту технологических установок Заполярной промплощадки Александр Дулин, приехавший устраиваться «на севера» из поселка Новоархангелка Омской области. Или диспетчер Пуртаза Алексей Калугин: «Когда я пришёл сюда в 2003 году, увидел, что костяк коллектива сформирован из молодых, энергичных и грамотных специалистов, имеющих опыт работы на других компрессорных. Они не побоялись трудностей работы в условиях северного края». Или инженер смены Пуртазовской промплощадки Нурахмет Казакбаев: «Я перешел сюда из Тюментрансгаза в 2003 году, имея за плечами 10 лет стажа на компрессорной станции подобного типа. Приятно удивили внедрения новых технологий, грандиозное строительство по вводу в эксплуатацию четырех цехов».

Трудности, которые сближают

Как видно, нынешнюю молодежь, как и ветеранов ЛПУ, приехавших в свое время открывать большой газ Нового Уренгоя, не останавливают никакие трудности. «На начальном этапе строительства станции работников окружал неустроенный быт, — вспоминает машинист технологических компрессоров Пуртазовской промплощадки Сергей Кутелевский. — Жили в вагончиках, и при отсутствии столовой приходилось ходить в магазин соседнего с нами строительного вагон-городка. Собственной скважины тоже не было, поэтому воду привозили. Часто происходили аварийные остановки дизель-генератора. Пока его запустят и восстановят подачу электроэнергии, в вагончике становилось холодно, и мы спали в одежде».

Коллектив Ново-Уренгойского ЛПУМГ готов к любым трудностям

Коллектив Ново-Уренгойского ЛПУМГ готов к любым трудностям


Через схожие трудности три десятилетия назад проходили и ветераны. «Люди жили в вагончиках-„бочках“, установленных на промплощадке в Новом Уренгое», — вспоминал, увы, сегодня уже ушедший из жизни бывший начальник ЛПУ Виктор Терентьев. — Помню, идет человек по тропинке из насыпного грунта, шаг в строну — и провалился по колено, а то и по грудь в болото».

Никого это не пугало. Потому как приехавшие осваивать Новый Уренгой ветераны (как и пришедшая им на смену молодежь) к трудностям, выясняется, готовы всегда. Жили и живут, работали и работают одной командой. А вот воспитал ее — и об этом стоит сказать отдельно — незабвенный Марат Измайлов, человек, стоявший у истоков Ново-Уренгойского ЛПУ, и руководивший им с 1985 по 2008 года. «Измайлов всегда учил нас не бояться ответственности: главное правильно организовать свою работу, и все пойдет как по маслу. Он был очень ответственным, настырным в достижении целей и команду себе подбирал соответствующую» — отзывались о нем коллеги. Такое же отношение к работе переняли у Измайлова его подчиненные.

Начальник Ново-Уренгойской промплощадки Сергей Шаловинский: "Очень радует образованная и целеустремленная молодежь"

Начальник Ново-Уренгойской промплощадки Сергей Шаловинский: «Очень радует образованная и целеустремленная молодежь»

«Измайлов всегда с особым вниманием относился к кадровой политике, любил и умел общаться с людьми. При приеме на работу сам, и не ради формальности, беседовал с каждым претендентом. Поэтому в управлении никогда не было и нет случайных людей, коллектив подобрался хороший, профессиональный, все лучшие качества его характера проявились при выполнении сложнейших задач, связанных с крупнейшими стройками как прошлых лет, так и последних десятилетий», — уверяет заместитель генерального директора Михаил Карнаухов, бывший начальник Пуртазовской промплощадки.

Антон Иванов: "Как инженера меня очень увлекает новизна и сложность техники"

Антон Иванов: «Как инженера меня очень увлекает новизна и сложность техники»


Новый уровень эксплуатации

Так что с полной уверенностью можно сказать: сегодняшнее Ново-Уренгойское ЛПУ до сих пор живет по «заветам» его «отца и основателя». Но биография Ново-Уренгойского ЛПУ вряд ли оказалась бы столь насыщенной, если бы не проект расширения Уренгойского газотранспортного узла и начавшееся в связи с этим строительство системы магистральных газопроводов «Заполярное-Уренгой». «Долгое время станция простаивала, причиной чему являлись существующие тогда технологические схемы подачи уренгойского газа», — вспоминает бывший начальник ЛПУ (а ныне — заместитель генерального директора Общества — прим. ред.) Виктор Агарков. — Начиная же с 2000 года ЛПУ практически не выходило из состояния стройки, причем, стройки по нарастающей. Ее составляющими стали реконструкция первого и строительство второго цехов Ново-Уренгойской промплощадки, строительство грандиознейших с технической точки зрения Пуртазовской, а затем и Заполярной компрессорных станций».

Коллектив общежития Пуртазовской промплощадки создает комфортную атмосферу для вахтовых работников станции

Коллектив общежития Пуртазовской промплощадки создает комфортную атмосферу для вахтовых работников станции


С пуском последних не только сами станции и ЛПУ — весь «Газпром трансгаз Сургут» вышел на новые рубежи по объемам транспортировки газа потребителям. А инженеры — на новый уровень эксплуатации оборудования. Причем, опять же, речь идет не только об инженерах Ново-Уренгойского управления, но и об их коллегах из производственных отделов и служб всего объединения.

На передовом рубеже производства

Чтобы посмотреть, как выглядит этот самый новый уровень эксплуатации, достаточно посетить две самые передовые компрессорные станции ЛПУ: Пуртаз и Заполярку, особенностью которых, во-первых, является то, что все их агрегаты созданы по самым свежим техническим решениям. Во-вторых, эти станции самые мощные среди компрессорных Общества (354 и 400 мегаватт соответственно). А в-третьих, как известно, организационной особенностью той же Заполярной является применение в производстве принципа так называемых «малолюдных технологий».

По территории Заполярной промплощадки оперативный персонал передвигается на электрокарах

По территории Заполярной промплощадки оперативный персонал передвигается на электрокарах


«На обслуживании технологической обвязки и вспомогательных помещений промплощадки с тремя цехами и 21 агрегатом задействовано сто с небольшим человек — меньше, чем на других станциях», — комментирует главный инженер ЛПУ Игорь Асосков. — Абсолютно все участки оснащены многоуровневой автоматизацией технологических процессов, используются самые современные технические решения в построении систем АСУ ТП производства».

Специалисты Ново-Уренгойской промплощадки часто выдвигают новаторские и рациональные предложения

Специалисты Ново-Уренгойской промплощадки часто выдвигают новаторские и рациональные предложения


Обо всем этом мы, конечно, писали не раз. Юбилей — повод не просто вернуться к теме, а подойти к ней с несколько иной стороны. Предоставим слово самим работникам Ново-Уренгойского ЛПУ. Через призму собственного взгляда они сами расскажут о работе, коллективе и задачах, которые решают.

Олег ЕРМОЛАЕВ

Олег Котов, инженер АСУ Пуртазовской промплощадки:

— Работа на Пуртазе построена на эксплуатации современных программно-технических комплексов. Само по себе это говорит о том, что наши специалисты постоянно учатся, совершенствуют знания. К тому же вопросы, которые мы решаем по работе — всегда разные и редко когда повторяются, что тоже расширяет профессиональный кругозор. В прошлом году нашей компрессорной было подано восемь рацпредложений, половина из которых имела весомый экономический эффект. Чего только стоит рацпредложение по модернизации армов на электростанции собственных нужд «Вяртсиля». Как известно, она финская и очень дорогая в обслуживании. Установив ее в свое время на Пуртазе, финская компания, в целях заработка на дальнейшем техническом обслуживании электростанции, не передала нам весь перечень технических средств. И только на замену армов финны запросили восемь миллионов рублей. Путем собственных интеллектуальных решений мы смогли полностью перейти на новую операционную систему управления электростанцией. И этот проект работает успешно!

Максим Станкин, начальник цеха Ново-Уренгойской промплощадки.

КС-00 — очень интересное место работы как для начинающих инженеров, так и для уже опытных. У тех и у других здесь огромные возможности для профессионального роста — как известно, первый цех станции проектировался в 80-е годы, поэтому мы имеем возможность соприкасаться в работе с классическими технологиями транспорта газа. Второй же цех, возведенный десять лет назад — объект современный и его освоение, в том числе в части дальнейшего повышения надежности работы, позволяет инженерам серьезно обогащать знания. Держать себя в тонусе способствует и то обстоятельство, что КС-00 является составной частью уренгойского газотранспортного узла — большого проекта Газпрома.

Людмила Ключникова, инженер-метролог Ново-Уренгойской промплощадки:

— Если представить КС в виде организма, то мы — метрологи — кровеносная система компрессорной: через нас проходят все данные о параметрах работы агрегатов станции. Нам всегда доверяли опробывание новых приборов. Могу даже с гордостью сказать, что многие новинки, которые поставлялись на объекты нашего предприятия, приходили сначала к нам на Север, и мы их испытывали. Если прибор был достоин применения на производстве, он внедрялся. Первыми мы имели дело не только с современным, но и эксклюзивным оборудованием, как, к примеру, с приборами, определяющими точку росы. Так что головная компрессорная, как еще называют КС-00 — она во многом передовая.

Галина Сидоренко, зав. общежитием Пуртазовской промплощадки:

— Северные объекты Газпрома — все вахтовые, а значит, немалую часть жизни работающие на них люди проводят вдали от дома. Быть вдалеке от него и семьи всегда непросто. Но обстоятельства изменить невозможно. Зато возможно создать комфортную атмосферу в общежитиях промплощадки, если и не полностью, то в максимальной степени приближенную к домашней. Для меня все сотрудники нашей промплощадки — родные. С такой же теплотой мы стараемся встречать и гостей. Ведь работа — работой, а окружающий быт играет важную роль в повседневной жизни. Человек не должен ощущать большой разницы в быту, находясь на вахте и дома.

Сергей Шаловинский, начальник Ново-Уренгойской промплощадки:

— Не покривлю душой, если скажу: люди у нас тут добрые, отзывчивые. Понятие взаимопомощь — не пустой звук. Еще мы сильны командой, коллектив настолько дружный, сплоченный, что выполняет задачи любой сложности. Еще меня радует молодежь — на производство приходят ребята образованные, целеустремленные. Да и мы сами делаем все для того чтобы ветеранов меняли грамотные специалисты.

Андрей Котов, сменный инженер Ново-Уренгойской промплощадки:

— Карьеру в Ново-Уренгойском ЛПУ на КС-00 я начал с прохождения студенческой практики. А в 2006-м, закончив нефтегазовый техникум, устроился сюда машинистом ТК 4 разряда. Говорят, в Газпром можно попасть только по блату. Мой блат — это люди, коллеги, с которыми общался в ходе студенческой практики, и профессиональные связи, которые завязал в ходе нее. Так что закрепился я на компрессорной, просто постаравшись себя зарекомендовать, показать в деле. В последнее время коллектив серьезно обновился, вышли на пенсию ветераны, их места заняла молодежь с вузов и техникумов. Радует отношение ребят к делу: все понимают, чтобы что-то достичь, нужно обрасти знания, накопить опыт, пройти все ступени роста.

Рустам Дашкин, слесарь ТУ Пуртазовской промплощадки:

— Вахтуюсь на станцию более десяти лет, а живу сам в городе Талицы Свердловской области. Пуртазовская промплощадка — мой второй дом, и я бы сказал — моя жизнь. Здесь нашел друзей, состоялся в профессии, появились новые интересы. Работа дает возможность содержать семью.

Алексей Кальнев, зам. начальника КИПиА, телемеханики, АСУ ТП и метрологии Заполярной промплощадки:

— Коллектив Заполярной промплощадки — одна большая дружная команда. То, что мы работаем на самой современной станции, где собраны инновации, новая автоматика, агрегаты, вызывает не только чувство гордости, но и накладывает большую ответственность.

Сергей Галимуллин, начальник Пуртазовской промплощадки:

— Пуртаз — это большие цеха со сложным оборудованием, большие коллективы служб, это высокая автоматизация производства, в условиях которой требуется обладать серьезными знаниями. Еще один нюанс в нашей работе — неблагоприятные климатические условия, в которых расположен объект.

Иван Кушнарев, слесарь КИПиА Ново-Уренгойской промплощадки:

— В Ново-Уренгойском ЛПУ у каждого есть возможности для самореализации, проявления себя. Понятно, что на таких станциях как Пуртаз, Заполярка, запускаемых «с нуля», это сделать было не то что проще — возможностей было больше. Но есть такое понятие: зона комфорта. Вот Новоуренгойская промплощадка стала моей зоной комфорта, где я прекрасно себя ощущаю как человек и как специалист.

Виктор Перевозчиков, сменный инженер Заполярной промплощадки:

— Все цеха станции запускались при мне, так что в этом плане мне повезло — рождение станции прошло на моих глазах. В основу успешного пуска и начального периода эксплуатации компрессорной лег труд сотен специалистов. Коллектив, умеющий держать марку престижа профессии газовика, ежедневной работой доказывает, что в Заполярье инженеры — это качественно думающие специалисты, которые становятся основой модернизации трассы.

Рустам Латыпов, старший сменный инженер Новоуренгойской промплощадки:

— Я попал в ЛПУ по распределению из Татарстана. Самое ценное, что удалось мне найти здесь — это друзей. Можно сказать, что коллектив станции стал моей второй семьей. Если говорить о технике, то, конечно, прогресс шагнул далеко вперед, осваивать новое всегда непросто. Но куда деться, чтобы двигаться в ногу со временем требуется подстраиваться под новые реалии, а они таковы, что все производство основывается на высоких технологиях, автоматизации. Да просто посмотрите на то, как выглядит современный цех станции в сравнении с цехом тридцатилетней давности — небо и земля.

Антон Иванов, инженер по ремонту Заполярной промплощадки:

— Заполярная промплощадка максимально автоматизирована — и это основное отличие объекта. Много оборудования, из того, что здесь — впервые используется на трассе Общества. В качестве привода ГПА применены высокоэффективные газотурбинные двигатели судового (ДГ90Л2) и авиационного (ПС-90ГП-25) типа. Установлены центробежные нагнетатели с «сухими» газодинамическими уплотнениями и магнитным подвесом ротора, а также шаровые краны с современным электрогидроприводом фирмы «Роторк». Внедрена многоуровневая автоматизация технологических процессов (десятки серверов и контроллеров). Использованы современные технические решения в построении систем электроснабжения и теплоснабжения. Новизна и сложность техники — как инженера все это увлекает!